Найти тему
Alterlit Creative Group™

«ОЛИВЬЕ» – ЭТО НАРКОМАНИЯ!»

Политики экс-СССР отчаянно пытаются уничтожить вещи, которые роднили народы единого государства. Во многом преуспели, только с кухней никак не получается.

…На днях я в очередной раз узрел в новостях прекрасное. Некий украинский шеф-повар (судя по всему, гений, умник и патриот) предложил властям родной страны обложить налогом в 20 % продукты, используемые для приготовления блюд «советской кухни». Он утверждает - подлый «оливье» и тоталитарная «селёдка под шубой» плюс кошмарный винегрет должны уйти в прошлое. Повар трагически посетовал, что у руководства Украины отсутствует политическая воля, дабы запретить вредоносные советские кушанья, и посему следует раскручивать «украинскость» борща: иначе и этот славный супчик приберут к рукам хитроумные русские. Разумеется, это выглядит как популярный на постсоветском пространстве дешёвый националистический цирк с конями. Хотя самое-то забавное – в некоторых странах экс-СССР круглые сутки неустанно борются и с русским языком, и с советским кино, и с фактами Великой Отечественной войны. Где-то получается удачно, где-то нет. Но запретить советскую кухню ещё ни у кого не вышло.

Я сижу в одном из кафе Тбилиси. По телевизору горячо возмущаются (передача на грузинском, мне переводят) кознями Кремля, возмечтавшего прибрать к рукам гордую кавказскую республику. В меню с обязательными хачапури и хинкали на каждой странице в наличии оккупационные блюда зловещего Советского Союза – окрошка, солянка, пельмени и «оливье» с варёной колбасой (я такой вариант и не люблю, мне с курицей подавай). «Часто заказывают?» - спрашиваю официанта. «Э, генацвале, всё как метлой сметают! – жизнерадостно восклицает он. – Окрошка самая лучшая в городе, мамой клянусь! У нас как мамочка дома готовит!». В Грузии на арену периодически выскакивали полубезумные клоуны, призывавшие отказаться от советского пищевого наследия. Первопроходцем стал экс-президент Звиад Гамсахурдиа, ещё в 1991 году осуждавший «ненужные застолья, привитые нам диктаторским режимом». Да уж, общеизвестно, что во время грузинских празднеств пьют исключительно минералку, а столы украшены блюдами ЗОЖ, включая паровые шашлыки из киноа и сельдерея. Тем не менее, призыв не был услышан. При всём богатстве грузинской кухни граждане в кафе политически недальновидно вкушают винегрет, борщ и прочие жуткие вкусности коммунистов.

-2

Аналогичная картина ждёт и в Прибалтике. В Эстонии, Латвии и Литве рестораны повсеместно продались сталинской кухонной идеологии. Свободе гордых народов угрожают серпом и молотом, выглядывая из меню, котлета по-киевски, салат «мимоза», «мясо по-французски», рассольник и плов (правда, у балтийцев он напоминает скорее рисовую кашу с говядиной). Пищевая «пятая колонна» заходит в тыл к патриотам с холодцом, макаронами по-флотски (аж в пяти заведениях видел). Довершают избиение измученных оккупантскими деликатесами гостей сладости – «птичье молоко» и торт «наполеон». Повара более чем очевидно стонут под гнётом тоталитаризма, но выбора у них нет: наивные люди  заказывают то, что им нравится есть. «Наши политики хором говорят – переходите на средиземноморскую диету, кушайте рыбку, лёгкие салатики, - возмущается в разговоре со мной учительница рижской средней школы. – Какое нафиг Средиземноморье, они цены на рыбу и свежие овощи вообще хоть раз видели? Шпротами разве что утешиться осталось». Кстати, шпроты тоже советская еда. К вящему ужасу.

-3

Даже в Средней Азии, где культура питания своя, и весьма популярна за пределами региона (кто ж у нас плов-то и шашлык не знает), по-прежнему здравствует культ советской еды. В «оливье», борщ, солянку нередко положат баранину (что я, кстати, приветствую) или говядину. Практически в каждом ресторане Киргизии и Узбекистана присутствует селёдка с картошкой и маринованным луком: её дико обожают. На Новый год праздничные столы в далёких маленьких городках без «оливье» и «сельди под шубой» не обходятся – их готовят в том числе люди, родившиеся после распада СССР: просто потому, что так делали родители. «Мясо по-французски» (как только не пишут это суровое и сложное словосочетание в среднеазиатских меню) отдельный хит, с ним расставаться не желают. Ну и винегрет – наша песня…казалось бы, банальная смесь солёных овощей и свёклы. Однако, в Киргизии сие кушанье вызывает настоящий экстаз, его в компании заказывают очень часто, включая  посиделки в турецких или китайских ресторанах. Правда, киргизы не стремятся избавиться от советского наследия. Это я ещё про блины промолчал, их в Средней Азии употребляют круглосуточно. Осколком кухни СССР для узбеков с киргизами является цыплёнок табака. Его ввиду отдаления от Кавказа толком не знают, как готовить: но в меню жареная птичка повсеместно присутствует.

-4

О советской кухне с современной точки зрения мнения разные. Раньше она помогала быстро и надолго насытиться. Нынче диетологи её чморят - и тяжёлая она, и жирная, и майонеза вредного дофигища, и солёностей слишком много. Да и качество продуктов в общепите Советского Союза зачастую оставляло желать лучшего. Тут хрен поспоришь, ЗОЖ сейчас рулит, люди стараются думать о здоровье: оно, ежели без фанатизма, и правильно. Но я тут на другую тему, не диетическую. Сколько уже политики стараются разъединить и поссорить людей на пространстве бывшего СССР, у них, бедненьких, никак не получается. Осталось слишком много общего – в том числе та же советская кухня. «Я вот рад бы не есть «оливье» или окрошку, - признался мне один грузинский депутат, в советское время учившийся в Москве. – И если забываю эту тему, то вполне нормально без них. Но «оливье» - словно наркомания…едва увижу где-то в меню, у меня моментально срыв происходит, я им обжираюсь: съедаю столько, сколько смогу. Всё понимаю – нездоровая пища, майонез…а вот поди ж ты». Огорчает это кого-то или радует, но вывод здесь один – множество советских традиций, хотя бы кулинарных, явно переживут сам Советский Союз: популярность старых блюд с годами только возрастает.

-5
-6

Когда-нибудь не будет людей, помнящих СССР. А вот «селёдка под шубой» останется.

Георгий Зотов для Альтерлит

Еда
6,23 млн интересуются