Виталий Борисович КОБОЗЕВ — человек в Абакане известный, особенно среди людей старшего поколения. На днях, накануне его дня рождения, я побывал у Виталия Борисовича дома, и разговор невольно коснулся участия ветерана труда в развитии города.
Дерзай, пока молодой!
В Абакан Виталий Кобозев приехал в 1966 году. До этого он окончил семилетку в селе Никольское Свободинского района Курской области, а десятилетку — уже в Курске. Там же по окончании школы поступил в Курский железнодорожный техникум. Уже гремел на всю страну БАМ, и Виталий, как многие молодые люди того времени, сказав семье «До скорого!», уехал в Сибирь. Но судьбой его стала не БАМ, а Хакасия — здесь ему предложили должность заведующего техническим кабинетом локомотивного депо станции Абакан. «Вы здесь нужней!» — было сказано ему.
Видя деловую и организационную хватку молодого парня, вскоре руководство рекомендовало его в секретари комсомольской организации локомотивного депо. За год с небольшим лидера заметили на уровне города, и в ноябре 1967 года на городской отчетно-выборной комсомольской конференции Виталий был избран членом бюро и утвержден заведующим организационным отделом Абаканского горкома комсомола, а спустя шесть лет, в марте 1973-го — заведующим организационным отделом уже Хакасского обкома комсомола. Ох, непросто дались ему эти ступени роста! Зачастую обуревали сомнения: «Справлюсь ли, оправдаю ли доверие людей?» Однако первый секретарь Абаканского горкома партии Алексей Исидорович Казак напутствовал молодого человека такими словами: «Не скромничай, Виталий. Отзывы о тебе от людей хорошие. Давай, смелее руководи теперь уже городской молодежью. Все у тебя получится. Дерзай!»
Справки, направления на всесоюзные комсомольские стройки, путевки… Да мало ли приходилось ему решать вопросов в повседневной текучке! Одно скажу: за время работы в комсомоле Виталий Кобозев направил на работу более двух тысяч молодых людей на предприятия и в организации Хакасской автономной области, в том числе 1 500 человек — на всесоюзную ударную комсомольскую стройку, Саяно-Шушенскую ГЭС. Более 500 юношей и девушек — выпускников школ — получили рекомендации на льготное поступление в вузы СССР. А ведь перед тем, как дать рекомендацию или направление, надо было всесторонне изучить человека, как можно лучше узнать его и только потом ставить подпись на документе.
В декабре 1976 года Виталий Борисович, выйдя из комсомольского возраста, был утвержден инспектором — заведующим орготделом комитета народного контроля Хакасской автономной области.
В многогранной работе годы летели незаметно…
Взялся за гуж — не говори, что не дюж
В апреле 1986 года Кобозева вызвал к себе первый секретарь Хакасского обкома КПСС Геннадий Петрович Казьмин и, зная его добросовестность и деловую хватку, пригласил на работу в пищевую и перерабатывающую промышленность области. «Это — одно из узких мест сейчас в нашем общественном хозяйстве, — сказал первый секретарь. — Мы доверяем тебе реализовать себя в этом деле. Ты, Виталий Борисович, уже вырос в опытного, грамотного руководителя, достойно умеешь вести организационные дела. Бери очередную высоту». И В.Б. Кобозев возглавил отдел перерабатывающей, пищевой промышленности и торговли агропромышленного комитета Хакасского облисполкома, где стал проводить политику по модернизации и техническому перевооружению предприятий отрасли. На всё про всё ушло у него тяжелых четыре года. Результаты работы были налицо, опыта прибавилось. Но успокаиваться, как оказалось, было рано…
Особая страница в биографии В.Б. Кобозева — Абаканская кондитерская фабрика. Начавшаяся перестройка, чехарда с поставками сырья и другие сложности болезненно сказались на многих трудовых коллективах, в том числе и на фабрике.
Виталия Борисовича для серьезного предложения вызвал к себе руководитель агропромышленного комитета облисполкома Геннадий Михайлович Чанкин и напрямую сказал:
— Как ты знаешь, Виталий Борисович, кондитерская фабрика подотчетна агропромышленному комитету. Так вот… Трудовой коллектив фабрики вышел ко мне с предложением назначить тебя генеральным директором этого предприятия.
— Мне надо подумать, — ответил В.Б. Кобозев.
— Даю тебе на это один день!..
Виталий Борисович не спал следующую ночь. Он прекрасно знал проблемы фабрики, ее пошатнувшиеся мощности, знал, что придется работать на бартере, много ездить по командировкам, заводить нужные связи… Ведь больше не было плановой социалистической экономики, не было еще и устоявшихся рыночных отношений… А годы у самого уже не те! Тем не менее, встретившись с коллективом фабрики, увидев с надеждой устремленные на него глаза людей «сладкой профессии», он дал добро на работу Геннадию Михайловичу.
И начались для Виталия Кобозева дни — один не легче другого... Но ему было не привыкать. Он помнил: взялся за гуж — не говори, что не дюж! Ведь Виталий Борисович всю жизнь, какой бы пост ни занимал, стремился и на новом месте выработать в себе характер и волю, стремился к новым высотам — иначе говоря, к тому, к чему располагала его судьба.
В то непростое время предприятию, чтобы не закрыться, нужно было выпускать десятки наименований кондитерских изделий. Вот почему шесть лет — с 1990 по 1996 год — «в кресле» генерального Виталий Борисович считает в своей трудовой биографии самым сложным, самым трудными периодом.
Тем не менее… Тем не менее! Именно за эти годы он, опираясь на специалистов, руководителей среднего звена, привлекая помощь АПК, а то и действуя напрямую через Москву, местные сторонние организации, даже совершив несколько поездок в Китай ради взаимовыгодных договоров на основе бартера, смог многое сделать для кондитерской фабрики, для ее коллектива, чтобы тот не распался. Фабрика была полностью реконструирована, переведена на двухсменную работу и таким образом избежала банкротства. За счет средств фабрики (что было редкостью в то время!) хозспособом были построены овощехранилище для собственной столовой и тепловые склады для пищевого сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции, реконструирована котельная, проведен капитальный ремонт цехов и помещений вспомогательных служб, здания фабрики в целом, а также открыты два фирменных магазина под названием «Кондитерская лавка».
Вспоминая те трудные годы постперестройки, Виталий Борисович сказал:
— Мне в конце концов пришлось уволиться по состоянию здоровья. Помимо перечисленных дел, мы с коллективом за это время пережили два пожара. Все это сказалось на моем здоровье, дальше я работать просто не смог…
Не подумайте, что это было отступление В.Б. Кобозева от намеченной цели, сворачивание с пути к себе. Нет! Он, ветеран «сладкой» профессии, сделал все от него зависящее, чтобы сохранить фабрику и коллектив, и только тогда решил, удовлетворившись сделанным, покинуть боевой пост. Позже он нашел себя в деле, соответствующем возрасту: стал членом республиканского совета ветеранов.
Валерий ПОЛЕЖАЕВ
Фото из архива В.Б. Кобозева