Самым востребованным атрибутом культуры, которым люди пользуются, даже не представляя его значимость, является календарь. Хакасский календарь — один из источников формирования этнокультурной осведомленности детей, поскольку с ним связаны образ жизни народа, его традиционная культура и мировоззрение.
Так считает студентка Института непрерывного педагогического образования ХГУ Регина Пигарева, которая под руководством наставника — доцента, кандидата педагогических наук Андрея Карамчакова, рассмотрела проблемы формирования этнокультурной осведомленности младших школьников при помощи хакасского календаря. Календарь ученые рассматривают как систему счисления длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические явления природы, связанные с движением небесных светил.
В современной России общепринятой является восточная трактовка символики календаря, которая берет свое начало в Китае. Однако российские ученые считают, что китайский календарь заимствован. Изначально он был календарем народа, проживающего на территории Хакасии, о чем писал в середине прошлого века востоковед Николай Кюнер. Накопленные веками знания о положении небесных тел (луны, солнца, звезд), жизни природы легли в основу собственного календаря хакасов.
Календарь представлял собой цикл в двенадцать лет. Население говорило, что при помощи «двенадцати животных считают годы», каждый из которых соответствует определенному животному, как и во многих современных восточных календарях с 12-летним циклом. Цикл начинается с мыши, затем идут корова, лиса, заяц, ящерица, змея, лошадь, человек, овца, курица, собака, свинья. Начало года приходится на март, Новый год празднуется на день весеннего равноденствия. Хакасский месяц насчитывал 30 дней. Он делился на две фазы: «ай наазы» — новая луна и «ай иргiзi» — старая луна. На четырнадцатый день наступало «белое полнолуние» («ах толы»). Пятнадцатый назывался «красным полнолунием» («хызыл толы») и был днем новой луны. Счет старой луны вели в обратном направлении. На второй день старой луны месяц исчезал из поля зрения. Рождение нового месяца называлось «ай аразы» (междулуние). Хакасы пользовались лунным календарем, в котором начало календарного месяца соответствовало моментам новолуний.
В современном мире глобализация и информатизация общества являются одной из причин утраты национальных культурных ценностей. Проблема их сохранения и значимость этнокультурного воспитания в современной России обозначены в национальной доктрине образования. А хакасский календарь как раз является одним из средств формирования этнокультурной осведомленности младших школьников о культуре народа, его ценностях, быте и традициях.
По информации
ХГУ им. Н.Ф. Катанова