Найти тему

Старец Зосима – проповедник благочестия и пророк

Среди исповедников и проповедников православной веры XX века особенное место занимает старец святой жизни - схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944 – 2002). Несмотря на то, что на данный момент он официально не прославлен Русской Православной Церковью, отец Зосима имеет большое почитание среди верующих не только Донецкой области, но и во всей Украине и России, а также в Иерусалиме и на святой горе Афон. По степени почитаемости и народной любви многие сравнивают отца Зосиму со знаменитым старцем Николаем Гурьяновым. К донецкому старцу также ехали со всех уголков страны за поддержкой и утешением, нередко также получая по его молитвам исцеление.

За что же Господь так щедро наградил духовными дарами своего угодника? Если обратиться к жизни старца, то мы увидим, что вся его жизнь была пропитана мужественным исповеданием православной веры, происходящим от ревностной любви к Богу и святой Церкви. Даже родился будущий светильник Божией благодати в тюремной больнице, где мать его, Мария Ивановна Сокур, сама воспитанная в духе Православия, отбывала срок по ложному обвинению. Обвинили Марию Ивановну, как это принято было в ту эпоху, в антисоветской деятельности, а на самом деле не нравилась безбожным властям ее активность в церковной жизни. Будущий старец родился очень слабым и болезненным, но о том, что он будет великим подвижником, было открыто еще в его младенчестве, когда ныне прославленный преподобный Кукша Одесский на вопрос о том, как назвать мальчика, ответил: «Иоанном назовите – благодать Божия будет». Так и случилось. Воспитанный матерью и ее сестрой монахиней Антониной в духе христианского благочестия, отец Зосима с юных лет приобрел пламенную любовь ко Господу, Его Церкви и всему святому, а мечта стать священником зародилась еще с детства. Не даром одноклассники называли его «попом», а школьное руководство пыталось отбить желание у будущего подвижника посещать храм Божией не только с помощью уговоров, но и с помощью шантажа и даже подстроенных побоев. Нередко они подначивали одноклассников: «вы там побейте этого попа, чтоб он в церковь не бегал!..». «Гонимый, ненавидимый, шел и шел я в храм Божий, бесу на зло...» - вспоминал в последствии старец.

Глубоко чтимый старцем Зосимой святой праведный Иоанн Кронштадтский еще в XIX веке писал в своем Дневнике о том, что для настоящего христианина «терпеть поношения ради Господа» есть настоящее счастье. Воистину к еще совсем молодому подростку Ивану можно со всею справедливостью отнести слова пророка Давида «яко ревность дому твоего снеде мя, и поношения поносящих ти нападоша на мя» ( Пс. 68:10).

Впоследствии, став священником, отец Зосима также подвергался разного рода издевательствам со стороны коммунистических властей, которым жутко не нравилось растущая слава о старце среди народа. Однажды, отца Зосиму несколько суток заставили стоять на холодном каменном полу. В другой раз его посадили на три дня в так называемую «музыкальную шкатулку». Это темная малюсенькая камера без окон, внутри которой ничего не было слышно кроме непрерывных страшно угнетающих звуков. По поводу последней старец говорил, что, если бы не молитва, то он бы в ней непременно сошел с ума (что и происходило с другими людьми, попавшими в эту камеры пытки).

Пламенная любовь к Богу, доверие Его промыслу, глубокая сердечная молитва помогли старцу мужественно перенести все гонения и не только не озлобиться на гонителей, но и молиться за них: «…всех благодетелей поминаем, всех врагов обязательно поминаем – за всех всеобъемлющей молитвой молимся…» - говорил старец. Так отец Зосима смог исполнить высочайшую евангельскую заповедь о любви и молитве за гонителей.

По важным вопросам, касавшихся жизни Церкви, схиархимандрит Зосима всегда проверял свое мнение у авторитетных старцев православной церкви. Так, еще в начале 90-х годов в связи с набирающими рост на Украине настроениями по отделению от Московской Патриархии отец Зосима обратился за советом к преподобному Софронию Сахарову, ученику преподобного Силуана Афонского. Последний ответил следующее:

«Умоляю Вашу Святыню, послушать мой голос, грешного человека: держитесь всеми силами только Патриаршей Церкви. Держитесь даже до исповедничества, чтобы не сказать мученичества. Спасение только в ней. Все другие движения, как бы ни были благочестивыми по внешнему их явлению, – западня вражья. Через них придет только раскол, ненависть, гибель общая. Пишу вам сие с великим сознанием моей ответственности перед Богом и Церковью, искупленной драгоценной кровью воплощенного Сына Божия. Какими бы ни были неизбежные недостатки – Она и только Она найдет верный путь… Умоляю Вас – ни за что не отрывайтесь от Патриаршей Церкви».

Это наставление отца Софрония только укрепило собственные мысли отца Зосимы о церковном единстве братских славянских народов. Заветом всей подвижнической жизни старца звучат слова из его Духовного Завещания: «Уже скоро я уйду от вас. Последние деньки моего жития на земле остаются. Всем духовное завещание оставляю: и после кончины держитесь Москвы, держитесь Русской Православной Церкви…».

Обладая даром прозорливости, старец не только предсказал день своей кончины, но и предвидел кровавые военные события, которые начнутся на Украине: «И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается — матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, … кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, не даже силы ада, антихриста, не одолеют Русской Православной Церкви». Эти пророческие слова сегодня особенно важно с верой услышать всем православным христианам, чтобы не поддаваться панике и малодушию.

Согласно свидетельствам одной монахини, из основанной старцем обители, еще в 90-х годах старец с большой скорбью и сокрушением говорил: «Сколько не молюсь, ничего не вижу хорошего в Киеве – мрак, черная дыра духовная…». Предвидя разгул национализма отец Зосима просил при погребении закопать его «поглубже, чтобы бандеровцы не откопали». Эти пророческие слова старца сбываются на наших глазах, но, несомненно, сбудутся и светлые пророчества донбасского молитвенника. Но для их исполнения необходимы и наши с вами искренние покаянные труды.

Старец мыслил славянские православные народы одним целым, не деля их по национальному признаку. Он был истинным патриотом, проповедуя предназначение Малороссии быть только в единстве с Россией. В одной из бесед незадолго до смерти отец Зосима говорил: «Прости нас, Господи, за наше разоренное Отечество. Что нас, русских людей, делают искусственными врагами, — а ведь мы все в единой купели Киевской Руси, а не Украины, крещены. Днепр святой — для нас священная река. Днепр святой объединяет три нынешних народа. Днепр святой — это наш русский Иордан. Прости нас, Господи, что вражду мы сеем — москали, хохлы и прочие народы — когда мы все единая Русь».

Отец Зосима призывал не разделяться «по национальному фашистскому признаку» и многократно резко обличал национализм, в котором видел губительные последствия для всей Украины: «Печаль только за Украину нашу: в сатанинском безбожии, …в национализме сатанинском пребывает сейчас Украина, во злобе к земле Русской пребывает… Нападение на веру православную, расколы, тьма какая-то, смерч какой-то над Украиной стоит тяжёлый, только лишь надежда на Русь Святую».

Как молитвенный призыв звучат слова старца: «Дай, Господи, чтобы силы Киевской Руси проснулись, чтоб проснулась земля Русская, свергла бандеровцев-националистов и единым сердцем, едиными усты славили Господа». При этом старец Зосима предсказывал духовную и политическую победу России: «дух Руси могучий, непобедимый всегда! Медведь-то русский спит-спит, терпит-терпит, но уж как проснется, как в лапу мохнатую эту дубину возьмет, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой».

Пророчества старца о судьбе России были в духе пророчеств многих святых XX века, которые отмечали, что Россию ждет духовный расцвет, что она станет единственной страной, которая будет оплотом Православия во всем мире. Вот что об этом говорил сам старец, ссылаясь на свидетельство людей святой жизни: «Православие в чистоте сохранится лишь только в Русской Православной Церкви. Остальные все отойдут, все впадут в прелесть бесовскую, а Русская Православная Церковь сохранит чистоту веры до пришествия антихриста». Отец Зосима предсказывал, что на русской земле будут гореть истинной светильники православной веры, которые не смогут погасить никакие вражеские ухищрения.

В одной из проповедей старец говорит также о возможности духовного воскресения Украины, но только при одном условии, если весь народ и правительство принесут сердечное покаяние: «… Украина восстанет с колен, Украина вновь приобретет то святое значение Руси святой и народ Украины может еще быть и счастливым, и добрым, и радостным…».

Старец был для многих «путеводной звездой» не только касательно церковно-политических вопросов. Он даже по преимуществу и прежде всего был наставником в подвиге ежедневного христианского благочестия для многих духовных чад, прихожан и паломников. Слова и поучения отца Зосимы остаются драгоценным сокровищем и сейчас, передавая нам живой опыт жизни во Христе и Его святой Церкви.

Обращаясь к наставлениям и проповедям старца, мы понимаем, насколько они современны для нас, в них затронуты насущные проблемы простого человека. В простых словах старца Зосимы мы находим ответы на многие вопросы, как по-христиански мы должны относиться к нашим ближним, к своей семье, родителям, знакомым, ближним и дальним. Старец не просто наставляет, его слово полно силы и уверенности, он говорит из собственного жизненного опыта. Неоднократно отец Зосима подчеркивал, что одной из главных добродетелей, уподобляющей человека Христу, является умение не только прощать, но и молиться за обидчиков. Это назидание особенно актуально сегодня, когда зло и злоба одержимых страшным нацистским дурманом людей жуткими потоками изливается в жизнь единой некогда славянской семьи неся с собою смерть, увечья физические и нравственные.

Всякий православный христианин, а особенно священники и монашествующие, по мысли святого Иоанна Кронштадтского, обязаны быть «особенно искусны» в умении «побеждать зло добром», «как почивающие на законе Божием, как знающие бесчисленные примеры незлобия святых Божиих», как получающие «великие силы к благочестию» через Таинства церковные. В настоящее время, даже находясь вдали от боевых действий, человек не старающийся преуспеть с помощью Божией в этой нелегкой духовной науке, практически неизбежно будет погружаться в мрачное психологическое состояние озлобления и ненависти. Информационная война, в которой ставятся на кон сами человеческие души, получила неимоверный размах и наносит урон в чем-то даже более тяжелый и страшный чем война физическая.

Все наставления старца изречены в духе православного предания. Например, его слова о молитве современному христианину во многом схожи с наставлениями знаменитого старца Алексея Московского и игумена Никона (Воробьева), которые учили не искать высоких духовных состояний, а обращаться молитвенно к Богу в простоте и открытости сердца, уподобляясь детям. В частности старец Зосима говорил так: «И дай, Господи, чтобы молитвы наши были простые – без лукавства, без хитрости, без лицемерия – детские молитвы. «Аще не будете, яко дети – не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 18:3)». Простота и незлобие не могут быть легко приобретены современным взрослым человеком. Для этого необходимо приложить множество усилий и системного духовного само-понуждения.

Трезво осознавая множество забот, лежащих на мирянах в их повседневной жизни, а также ограждая их от высокоумия о. Зосима призывает нас: «Дай, Господи, чтобы мы просто молились, с душой молились. Господь не требует от нас больших молитв, и святые угоднички Божии знали людскую тяжелую жизнь: не обременяли народ никогда длительными правилами… А то временами мы бормочем, стараемся много прочитать всего, а на сердце пустота – одно бормотание, одно словоблудие идет, одно лишь только отбытие очереди». Святой жизни старец пояснял, что лучше прочитать небольшое правило, но со смирением и от сердца, трезво осознавая свою духовную немощь, чем обманывать самого себя, что ты достиг особого молитвенного уровня. При этом христианин должен постоянно помнить о Боге, призывая Его помощь посреди всех своих ежедневных обязанностей.

Также старец особенно учит нас терпению в молитвенном делании. Зачастую человек надеется на быстрое решение тех проблем, о которых он приносит молитвы Господу и Его святым. Но в духовной жизни нужны живая, неослабевающая вера и долготерпение: «…не унывайте в молитвах! Некоторые по глупости говорят: «да вот, молюсь, да Бог меня не слышит, два года уже молюсь». Еще двадцать только молимся, еще сорок только – и дай Бог молиться без уныния до последнего издыхания! … Помните, что молитва наша даром никогда не пройдет – Господь услышит нас. Пусть не сегодня исполнится наша молитва – она через десять лет исполнится, она на внуках наших исполнится, но обязательно всяк глагол Божий исполнится в жизни нашей». Такой настрой христианина приобретается не сразу, но дает нам урок соответствия заповеди Самого Христа Спасителя: «в терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19).

Связь поколений, по мысли старца, должен чувствовать и помнить каждый христианин. Задача современного верующего не выпросить себе приятной жизни, а «вымаливать, искуплять грехи своего рода», которые весьма многочисленны в каждой семье за времена безбожия. Задача православных нести в этот озлобленный и запутавшийся мир лучики духовной радости и надежды.

Высоко почитая монашеский подвиг отец Зосима, подчеркивал, что в наше время Бог от каждого рода ждет Своего «избранника». И этот избранник-инок должен «своей молитвой, своими подвигами, своими страданиями вымаливать грехи всего своего рода».

Лейтмотивом наставлений старца является мысль о том, что человек сам несет ответственность за происходящее в его жизни, что в отношениях с другими людьми он должен начинать всегда с самого себя, а не перекладывать ответственность на другого человека: «всегда помните: не люди нам «робят» (делают зло) – мы сами себе «робим» своими грехами, и все за свои грехи страдают… Не люди посылают, а Бог попускает…Книга праведного Иова нам об этом говорит. …Каждый будь себе судией: не оправдывайте свои грехи, не лгите перед Богом …, чтобы мы вновь не били своими нераскаянными грехами по лицу Спасителя...». Влияние любого физического или духовного зла, любое злонамеренное дело предпринятое против нас силен нивелировать Всемогущий Господь Бог. Но Он же и попускает различной тяжести прикоснуться нашей душе и телу, чтобы через из терпеливое и покаянное перенесение мы очистились для встречи в вечности с Тем, Кто перенес Голгофский крест. А мысль о том, что наши грехи продлевают страдания Христа Спасителя, заимствована старцем Зосимой их духовного опыта Церкви. Так, например, преп. Максим Исповедник поучает нас: «поскольку я несовершенен и непослушен, не повинуюсь Богу через осуществление заповедей и не становлюсь … совершенным …, то во мне и через меня считается несовершенным и непослушным Христос, ибо я уничижаю и урезаю Его и, будучи членом и частью Тела Христова».

Семейным людям старец часто указывал на корень домашних проблем: «…из-за нас, из-за нашей гордыни внутренней, самооправдания своих грехов страдают наши семьи – и мы не осознаем…». Приходящих к нему с жалобами на детей и внуков старец вразумлял таким примером: «когда листочки на дереве болеют, что лечат – листочки или что? Вот вы сами и ответили – корень, родители лечатся, тогда и дети будут оживать, тогда и дети будут радостными, тогда вновь листочки зазеленеют». Этот совет старца очень важен для всех родителей и супругов, часто не осознающих, что приводит к семейным сварам и раздорам.

Отец Зосима всех учит быть внимательными к самим себе, чтобы не причинять дискомфорта другому человеку: «Бойтесь испортить друг другу настроение. Когда ты по своему бесчестию в тяжесть бываешь людям окружающим, когда от тебя, от твоих помыслов, от твоих греховных немощей, от твоего нытья начинают страдать и люди окружающие, – вот тогда присмотрись к себе, потому что ты не прав». Бережное отношение к ближнему возможно только при отвержении болезненного самолюбия.

Схиархимандрит Зосима не просто давал советы, как нужно жить, мыслить и поступать, но и объяснял, на каком внутреннем фундаменте должны возрастать и укрепляться добродетели. Прежде всего – это вера, понимаемая как живое и глубокое доверие Богу, приносящая плоды терпения и благодарения за все жизненные испытания: «если страдаем – Богом мы не забыты. Это всегда помнить надо и за все благодарить Бога, как праведный Иов многострадальный. Не только за хорошее благодарить Бога, но и за плохое: за все испытания, за все скорби, за все болезни, за все невзгоды – за все слава Тебе, Господи». Старец сам своей жизнью показал нам пример терпения и благодарения Богу в самых тяжелых испытаниях жизни, так учил и других.

Пример и заветы отца Зосимы да будут для нас вдохновительной поддержкой в нашей жизни. Взирая на образ старца, устыдимся своего малодушия, маловерия, доверия своему разуму. Жизнь и слово отца Зосимы как яркая лампада несут путеводительный свет в наши души и сердца, напоминая о том, что святые отцы и учители наши сами прошли путь подвига духовной жизни и нам оставили прямой путь духовного откровения и совета для того, чтобы мы не потерялись в современном информационном хаосе.

Упокой, Господи, душу светлой памяти старца Зосимы и его святыми молитвами помоги нам грешным!

Епископ Кирилл Звенигородский, ректор МДА.