Найти тему
Лисья жизнь

Как приемный ребенок раздражал

Бесит! - это основная эмоция, которую чувствуешь по отношению к приемному ребенку после окончания “медового месяца”. Бесит, раздражает. Не чем-то конкретным, а всем своим существованием.

Кто впервые на моем канале - он про родительство и детей. В том числе и про того ребенка, который дался мне труднее всех - приемного.

Нет, конечно, если попытаться сформулировать - то может даже что-то получиться. Чем меня бесил Денис?

Слюни

В норме слюни начинают у ребенка течь месяца в три, и заканчивают в год-полтора. Родители ребенком обычно не брезгуют - после замены памперсов, срыгиваний, после родов в конце-концов - что там слюни! А если нет этой инициации? А если ребенку не год, а пять? Слюни - это противно, это брезгливо. А они ж не только сами иногда подтекают, они же еще и при разговоре льются и брызгают. Да что там, их просто слышно - Денис и так говорит в стиле “каша во рту”, а, бывает, еще и слюни во рту!

А если слюни текут еще и при посторонних - это еще и стыдно, потому что ребенок выглядит как умственно-отсталый.

Прошло это само как-то - где-то через год.

Чавканье

Я никогда не учила детей вести себя за столом. Не та у нас семья, чтоб в полтора-два детям за воротник закладывали салфетку и давали в руки нож с вилкой. Нет, у нас попроще - отсылаю любопытствующих к тексту о том, как учился есть младшенький. Но - совершенно без дополнительных усилий к трем-четырем годам дети уж как-то умели прилично есть за столом. Осознала это я лишь когда за общий стол сел Денис - и начал чавкать.

Да, умом я поняла, что мои дети копировали взрослых - и жевать учились с закрытым ртом. А Денис копировал сверстников, соседей по столу - и хорошо уже, что он ест ложкой из тарелки, а не с поверхности стола слизывает. Но как же много мы даем, оказывается, в семье, сами того не замечая. И как, оказывается, неприятно, если кто-то этих норм в нужном возрасте не усвоил!

Года два прошло в понуканиях “не чавкай” и “жуй с закрытым ртом”, пока Денис не научился есть нормально.

Раскачивание при засыпании

Это называется - раскачивание, и люди представляют это как легкое движение, вроде покачивания ноги, когда сидишь в кресле. На деле ребенок ложиться и начинает кататься “колбаской” от одного бортика кровати до другого. Долго. А еще очень шумно, это действительно мешает остальным. Ну и бесит, конечно, как любые чужие монотонные действия вроде щелкания колпачком ручки или пинания ногой по впереди стоящему креслу в транспорте.

Сперва жутко. Потом жалко. А потом начинает раздражать. Сперва я караулила сон дениса, гладила, обнимала его - лишь бы не катался. Но батарейка у меня кончилась довольно быстро - и я малодушно махнула рукой. Раскачивания ушли сами где-то через год.

Дурацкие диалоги

Были два вымораживающих меня вопроса: "зачем" и "а что потом?".

- Денис, пошли гулять

- Зачем?

- Подышим воздухом

- Зачем?

- Чтоб быть здоровыми.

- Зачем?

- Затем, блин! - рявкаю я.

Это его "зачем" совершенно не означает, что он не хочет гулять, он спрашивал свое "зачем" и на то, что любит, и на то, что не любит. Я не уверена, что их порождала любознательность - слишком много этих зачем, мне кажется, тут что-то другое. Скорее он это для "поддержания разговора.".. с той же частотой он задает вопрос "а [что будет] потом?". Я как-то наши действия на четыре дня вперед рассказала, потом не выдержала и слила диалог концовкой "суп с котом"

Неумение остановиться

Наверное, мамы гиперактивных детей посмеются. Но да, до сих пор я имела дела с детьми нормотипичными. Которые и побеситься могли, но и при моих словах - "заканчиваем" не выключались, конечно, но и впрямь быстро настраивались на какой-то другой лад. А иногда и слов не надо, дети уже и сами устают, а то и считывают, что ситуация немного изменилась - и меняют поведение в соответствии со средой.

Денис гиперактивным не был, но тормозить не умел совершенно, без окрика никакого чувства ситуации у него не было. Да и с окриком - не сразу. В детдоме же персонал рявкнет на ходу - и дальше пойдет, может, приказ и выполнять не придется. Поэтому очень быстро я стала срываться на довольно сильное стимулирование - потому что только голоса было недостаточно. Про объяснения я вообще молчу, они у Дениса шли под категорией "белый шум". А срываться было на что

Дикость

Поразительно, сколько в доме, оказывается, правил. Не тех, сформулированных, "десерт только после нормальной еды". А просто неких бытовых норм - что рисовать надо в раскрасках, а не на стенах, что не надо играть проводами, что не надо вставать на полки с игрушками - мне не жалко, но ведь обломятся! , что нельзя плевать на пол, что мусор надо выкидывать в мусор, а не за диван… Конечно, случается, и кровные дети все это нарушают - но как часто? А Денис косячит на каждом шагу. Ты то сама себе кажешься цербером, гавкающим за каждую мелочь, то решаешь, что ребенок действует сознательно назло, выводя тебя на эмоции.

А эмоции - как у профессора Преображенского при столкновении с пролетариатом. В его голове не укладывалось, зачем убирать с парадной лестницы галоши и лить мимо унитаза. В моей голове не укладывается, зачем, сидя за столом, отколупывать от стенки обои или до умопомрачения хлопать дверцей кухонного шкафчика, восхищаясь, как она все больше и больше отклоняется от вериткали - пока, наконец, шуруп не вылетает из гнезда и она не перекашивается.

Сейчас, спустя столько лет, я могу лишь констатировать, что бесило меня несовпадение реального возраста и поведения. Будь Денис хотя бы в одном возрастном сегменте сам с собой! Скажем, будь ему два года, но если бы он вел себя на год - не было бы большой разницы. Но его реальные пять лет и его поведенческие два года помноженные на силу и фантизию пятилетки - разрывали шаблон ежедневно.

Вот к чему я оказалась совершенно не готова. И это ежечасное раздражение, конечно, позитива в доме не добавляло.

Неправильно говорить "у матери случился плохой день", правильно - "день не задался у всей семьи".