Как известно, фильмы снимают не для того, чтобы донести до зрителя свои неповторимо оригинальные идеи, порассуждать о смысле жизни и поднять философские вопросы бытия. Фильмы снимают ровно с двумя целями: либо заработать денег, либо подвергнуть зрителя воздействию пропаганды. Ну а так как синематограф до сих пор прежде всего бизнес, любой толковый продюсер постоянно пытается держать руку на пульсе зрительского интереса. Выстрелила "долларовая трилогия" Серджио Леоне - все дружно побежали снимать спагетти-вестерны. "Безумный Макс" собрал какую-то до неприличия безумную кассу при мизерных затратах? Дружно бежим снимать дешевенький трэш про постапокалиптических бомжей, желательно со средствами моторизации. "Марвел" поднимает миллиарды? Мы тоже хотим свою франшизу про парней с трусами поверх колготок!
В конце восьмидесятых - начале девяностых, после громкого успеха "Терминатора" Джеймса Кэмерона и "Робокопа" Пола Верхувена, только ленивый не попытался оттоптаться на ниве фантастических боевиков про киборгов-убийц.
Первый "Терминатор" сам был не особо бюджетным фильмом, но его вывез талант Кэмерона. Мрачная атмосфера, креативные спецэффекты, крутая актерская игра и, вишенка на торте, 100% попадание с Железным Арни на роль стального киллера - в итоге, все эти ингредиенты дали на выходе шедевр. Не смотря на общую устарелость спецэффектов, первый фильм и сейчас круто смотрится.
Подражатели не заставили себя ждать. Тут, как и в случае с "Безумным Максом", продюсеры купились на относительную дешевизну реализации идеи. В итоге, зритель получил целый пласт низкобюджетных фантастических боевиков категории В, которые мы в детстве с друзьями бесхитростно звали фильмами "про киборгов".
Были, без сомнения, в этом жанре фильмы первого эшелона - первые "Терминаторы", "Робокопы", "Универсальный солдат". Но основной массив составляли совершенно иные фильмы.
Где-то в середине девяностых, получив от родителей денюжку на развлечения, ты шел на рынок. На рынке стояли дяденьки и тетеньки, торговавшие прямо с капотов автомобилей заветными VHS. А надо сказать, дорогие дети, что интернета тогда не было ни у кого. И зайти в сеть и почитать отзывы о том или ином фильмы было невозможно. Поэтому, брать приходилось наугад.
И вот, отдав трясущейся ручонкой продавцу свои кровные, ты мог получить взамен заветную кассету. На обложке обычно красовалась чья-то мрачная харя с кибернетическим глазом и название фильма - что максимально пафосное, навроде "Киборг-охотник 3: Возмездие". Фильм, естественно, снял создатель "Киборга-охотника 1" и "Киборга-охотника 2", о чем говорила не менее пафосная надпись на подкассетнике. За неимением интернета, узнать о том, что основной заслугой режиссера ленты на момент утверждения в должности была доставка пончиков и кофе Джеймсу Кэмерону во время съемок "Терминатора", нге было никакой возможности. Далее, крупными буквами обозначалось имя главной звезды ленты - кого-нибудь вроде Оливье Грюнера, Лоренцо Ламаса или, пости Господи, Майкла Дудикоффа. С учетом того, что шлаком с участием подобных граждан были завалены все лотки на рынках, население тогда реально считало их голливудскими звездами первой величины.
Просмотр подобных шедевров ничего кроме разочарования не приносил. Как правило, после вступительных титров гнусавый голос с пафосом доносил до зрителя, что машины в очередной раз восстали из пепла ядерной войны и ведут войну с человечеством. На этом, как правило, идеи у сценаристов заканчивались. Игра актеров была убогой, трюки и спецэффекты - дешевыми и невыразительными донельзя, сценарий, похоже, придумывался по ходу съемок. Киборгов изображали актеры с уровнем игры районного ТЮЗа, а вместо изображения кибернетических организмов при помощи компьютерной графики или иных продвинутых спецэффектов режиссеры ограничивались пришпандориванием актеру на башку металлической пластины, призванной демонстрировать его кибернетическую сущность. Да, в горе этого шлака изредка появлялось что-то приличное, вроде того же "Киборга" с Ван Даммом, но это было скорее исключение.
К началу двухтысячных вал подобных фильмов сошел на нет. Во первых, зритель устал от однообразных халтурных поделок категории В. Во-вторых, даже родоначальник жанра, франшиза "Терминатор", постепенно скатилась во что-то совсем неприличное.
Мастером, просто гуру подобных фильмов был маэстро Альберт Пьюн. Надо сказать для справедливости, что именно Пьюн в свое время снял "Киборга", но не слишком понятно, благодаря маэстро или вопреки фильм получился приличным. Выкинь из него не особо-то и нужную кибернетическую тетку, давшую название ленте, мало чего бы изменилось. Я склонен считать, что фильм удался во многом благодаря Жанклодке, который был кровно заинтересован в успехе боевика. Если что, вот ссылка на обзор: https://dzen.ru/a/ZaZkaRoOpwxntGAC
Дело в том, что Пьюн, по ходу, получил какую-то психологическую травму при просмотре "Терминатора". То ли он с детства вынашивал идею снять фильм про кибернетического убийцу, а Кэмерон его опередил, то ли еще что. Но факт, что Альберта просто переклинило. Избрав стезю фантастического боевика, Пьюн принялся просто штамповать подобные фильмы. "Немезида", "Рыцари", "Человек против киборга", список можно продолжать до бесконечности. Согласно Кинопоиску, Пьюн до недавнего времени все так же развлекался темой кибернетических болванчиков. Фильм под офигенно оригинальным названием "Восстание киборгов" вышел в 2016 году. Альберт и дальше продолжал бы штамповать фильмы из разряда Direct-to-video, если бы не скончался в 2022 году в возрасте 69 лет.
Фильмы Пьюна - фактически эталон того, о чем я рассказывал несколькими абзацами ранее. Чтобы у вас было представление о качестве его работ, могу только сказать, что в 1996 году, когда Пьюн выпустил в прокат собственно обозреваемого в данной статье "Солдата апокалипсиса", он разродился еще аж тремя фильмами - Немезида 3: Провал во времени, Немезида 4: Ангел смерти и до кучи еще и Адреналин. В общем, маэстро был исключительно плодотворен.
Возникает закономерный вопрос: зачем уважаемый автор сего блога решил сам разродиться обзором на данный опус, если от Альберта трудно ждать чего-то выдающегося? Причин ровно две. Во-первых, дважды в день и сломанные часы показывают правильное время, вот и маэстро Пьюн иногда ловил музу за хвост и выдавал вполне неплохие фильмы, например, "Киборга" или "Крутые стволы". Низкие бюджеты не давали Пьюну реализовать все то, что рисовала его фантазия. Потому много его ленты выглядят скорее как пилот, черновик нормального кино.
Во-вторых, главным актером сабжа был заявлен Рутгер Хауэр, а это, господа, вполне серьезно и представительно. Хауэр актер замечательный, известный по ролям в таких фильмах как "Кровь и плоть", "Леди-Ястреб", "Попутчик" и проч. Но, пожалуй, главной и самой культовой его ролью была роль предводителя восставших репликантов Роя Бетти из шедевра Ридли Скотта "Бегущий по лезвию".
В общем, играть андроидов Хауэру не впервой. Правда, на момент создания, Хауэр, по большому счету, снимался в каких-то недоразумениях, на мой взгляд, растрачивая свой талант. Нет, за роль в сериале "Лексс" ему огромный респект, но остальные проекты (а их масса, он очень плодотворен) - барахло полное.
Но я, признаться, подумал, что здесь у Пьюна и Хауэра получится как у Пьюна с Ван Даммом нечто приличное. Я ошибся. Но давайте не будем голословными и приступим к разбору фильма 1996-го года "Солдат Апокалипсиса" (в оригинале - "Omega Doom").
Итак, в лучших традициях жанра, закадровый голос в самом начале вещает нам, что разразилась война между киборгами и людьми. Тут же мы лицезреем героя Хауэра, который, естественно, играет киборга, вот этого самого Омега Дума, в честь которого и обозван фильм. Герой Хауэра вцепился пальцами в горло другого мужика, который, очевидно человек. Более высокотехнологичных способов изничтожения человеков местные киборги видимо не изобрели. Тут из кучи трупов выползает другой мужик и, как будто из последних сил, шмаляет Омегу Думу в башку сгустком плазмы. Тут у Омеги на фоне короткого замыкания открывается третий глаз, он познает свой кибернетический дзен, и больше не хочет убивать человеков. Ну, то есть среди своих корефанов-киборгов он такой вот блаженный. Я, конечно, понимаю, что советская техника, к примеру, телевизоры, позволяли производить тонкую настройку путем долбежки по ним кулаком, но то же теплые ламповые приборы. Так что уже в самом начале нас поджидает лютый бред.
Так или иначе, киборги почти всех человеков убили. Если хомо сапиенсы где и остались, они активно ховаются от кибернетических карателей. А наш герой, видать, познав дзен, решает пойти странствовать по земле.
Нашего героя заносит в локацию разрушенного восточноевропейского городка. В развалинах прячутся две банды андроидов-фриков. Ну как банды - так, несколько рыл. Кроме киборгов с криминальными наклонностями есть еще пара мирных андроидов - одному из них постоянно отрывают бошку, а тетка-андроид заведует местным лабазом. Они играют тут роль угнетенного населения. Криминальный элемент преследует цель заполучить некое страшное оружие, оставленное еще людьми, но так как силы равны, к решительным действиям не приступает. Потому две шайки киборгов рассосались по разным углам одного итого же двора и таращатся друг на друга из развалин со значением.
Естественно, приход героя Хауэра нарушает статус-кво. Главгерой, окинув взором горящим данную панораму, немедленно сообщает зрителю, что так-так, две банды в одном городе, а я, говорит Омега Дум, посередине.
Ну блин, сколько же можно. Дело в том, что это - прямая цитата. Сюжет с одиноким странником, заявившимся в город, который терзает война двух банд, впервые, насколько я знаю, использовался в повести Дэниэла Хеммета "Кровавая жатва". Творчески переработав историю и перенеся время и место действия в феодальную Японию, маэстро Куросава создал знаменитого "Телохранителя", Серджио Леоне слямзил сюжет для своего "За пригоршню долларов"... И понеслась. Сюжет использовали множество раз, благо он достаточно универсален и кино по нему можно снять хоть в локациях России 90-х годов.
Заметьте, я не против использования данного сюжета. даже за, благо, при профессиональном подходе к вопросу может получиться вполне хорошее икно, сюжет-то отличный. Но, если халтурить, выйдет жанровое барахло. Хороший тому пример - недавно разобранный фильм "Выжженная земля": https://dzen.ru/a/Zsge2buePAY4UU1s
Здесь, господа, все гораздо хуже, чем в случае с "Выжженной землей". Там хоть в какой-никакой экшн пытались. Здесь же Пьюн даже не стратся. Да, Хауэр хорошо, он под неплохую музычку давит адские косяки с фирменным прищуром Клинта Иствуда, но и только. Как только дело доходит до того, чтобы кого-то замочить, такое ощущение, что кадры с непосредственной разборкой забыли приклеить в момент монтажа.
Кроме фильмов "про киборгов" Пьюн еще известен столь же непритязательными картинами по мордобой, и я ожидал, что и здесь будет некая боевая акробатика. Таскает же главгерой у себя за спиной, аки Геральд из Ривии, какой-то до абсурдности пафосный меч? Но нет, вместо нормального огнестрельного или холодного оружия герои пользуются странными приблудами, которые, в лучших традициях вестернов, носят на поясе как револьвер. Стреляет эта ересь каким-то сгустком плазмы и, поверьте мне, спецэффекты от применения выглядят отвратительно.
После первой дуэли с агрессивно настроенным афро-киборгом, Омега Дум начинает уныло слоняться из одного угла двора к другому и типа плести интриги с целью опрокинуть обе враждующие стороны. Снято это настолько занудно, насколько только возможно. Фильм скучен до невозможности. Все возможности, предложенные режиссеру как само историей, так и жанром, не использованы, причем, такое ощущение, что сознательно.
Самое поразительное во всем этом, так этот то, что Пьюн был вполне дружен с легендарным актером Тосиро Мифуне, исполнившем главную роль в "Телохранителе" Куросавы. А тот пригласил молодого подающего надежды Пьюна к легенде мирового кинематографа. И Пьюн какое-то время работал ассистентом у самого Куросавы! С учетом этого факта, весь фильм выглядит как издевка.
Подведем итог. Фильм дешев, снят в трех стенах, история клишированная и никаких оригинальных ходов кроме вечного блуждания в кадре и нудных диалогов Пьюн не привнес, экшн никакой. Есть ли вообще что-то хорошее? Есть пара вещей. Хауэр хорош, даже с учетом того, в каком барахле играет. И есть некая мрачно-печальная эстетика в блужданиях по зимним развалинам. Красиво.
Смотреть ли? Если вы поклонник одного из самых знаменитых трэшмейкров последних лет или увлекаетесь историей кино категории В, то да. Если хотите посмотреть внятный фантастический боевик наподобие хотя бы той же пьюновской "Немезиды" или "Киборга", то нет, тут Альберт был явно не в лучшей форме.
Предупреждение: все объекты авторского права (изображения, фото, цитаты, скриншоты, ролики, отрывки из произведений художественной и документальной литературы и проч.) размещены здесь в соответствии с положениями ст. 1274 ГК РФ исключительно в полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.
#постапокалипсис #фильмы Альберта Пьюна #Рутгер Хауэр