Советник Президента США Джейк Салливан завершил свой трехдневный визит в Китай. Сам факт того, что визит был трехдневным, уже говорит о многом. Действительно, Салливан встретился с большим количеством представителей китайской верхушки и в том числе с лидером КНР Си Цзиньпином.
О чем шла речь? В первую очередь, Салливан в ходе своей поездки пытался добиться поддержки от Китая на президентских выборах в США. Естественно, поддержки кандидата от демократов Камалы Харрис. В настоящий момент, после снятия Джо Байдена, противостояние между трампистами и "акционерами" усилилось, и Китай, как бы это странно ни звучало, может сыграть в этом противоборстве важную роль. Например, китайская диаспора, которая находится в Соединенных Штатах, очень влиятельна на некоторых территориях и через различные криминальные и коррупционные пути может, действительно, повлиять на выборы. Особенно это относится к штатам Индиана и Иллинойс.
Но суть заключается в том, что все эти связи между Пекином и диаспорой выстраивались в период "Чимерики", то есть в период глобализма, когда существовала единая американо-китайская система, единые американские финансы и китайские производительные силы. Си Цзиньпин, как известно, является лидером государственников и за прошедшие годы смог значительно почистить верхушку Китая от глобалистов (они же комсомольцы). Для кого-то, возможно, это прозвучит странно: какие комсомольцы, мы все привыкли видеть их совершенно другими. Но в Китае так называется клан глобалистов. И поддержка китайцами демократической партии сейчас нужна.
Это мы рассмотрели с точки зрения интересов акционеров. А если смотреть с точки зрения Китая, с точки зрения Си Цзиньпина? Что подобное означает? Конечно, если выбирать из двух зол – из Трампа и Харрис – то выбор будет в пользу Харрис, потому что Трамп видит главным противником Китай и уже во время своего первого президентского срока, мы помним, ввел первые санкции экономического характера в отношении КНР, которые и не сказать, чтобы сильно навредили китайской экономике, но существенный ущерб нанесли.
И самое главное здесь заключается даже не в экономической, а в политической части. Чуть ли не впервые за последние 50 лет США наложили рестрикции в адрес Китая. И, конечно, если Трамп придет к власти, если выиграет выборы, то данная тенденция будет усилена. А Китай хочет мирного развода с Соединенными Штатами. Да, в течение последних 30-40 лет проект "Чимерика" очень сильно укрепил взаимосвязь Китая и США, и моментальный разрыв означает существенные потери как для одной, так и для другой страны. Трамп же считает, что для США подобное пойдет на пользу, что необходимо полностью и резко избавиться от зависимости от китайской экономики – а она присутствует. В это же время официальный Пекин полагает, что процесс должен идти неспешно, поступательно. И цель-то, в общем-то, ясна, но моментальный разрыв доставит в моменте очень много вреда.
Но это с одной стороны – а с другой, что означает поддержка Харрис? Это означает усиление влияния этих самых комсомольцев. То есть клана, который противостоит Си Цзиньпину, клана глобалистов. Они вновь станут неприкасаемыми, и зачистить их окончательно уже не представится никакой возможности. Да и разве можно договариваться с демократами? Конечно, нет. Они могут год-другой соблюдать договоренности, а потом через некоторое время из них выйдут в одностороннем порядке, что было не раз.
Поэтому Си Цзиньпин в ответ на предложение Салливана заявил очень так дипломатично и лаконично: мы-то в целом, наверное, и не против рассмотреть ваше предложение, но давайте в качестве жеста доброй воли вы прекратите поддержку Тайваня – всестороннюю: и военную, и экономическую. А тогда уже поговорим. На это Салливан стал как-то очень неуклюже оправдываться, что-то мямлить о том, что США выступает против независимости Тайваня – но этого мало, в особенности учитывая то, что демократы творили на этом направлении на протяжении последних 3-4 лет. Поэтому предложение Салливана было отвергнуто. Уехал он ни с чем.
И вдобавок еще имела место такая дипломатическая издевка: Си Цзиньпин согласился встретиться с Джо Байденом – но не ранее середины ноября. А что такое середина ноября? Это момент, когда уже станет известен итог выборов в Штатах. Поэтому Китай здесь предпочитает не занимать ничью сторону, а находиться над схваткой и смотреть, чем все завершится – а готов он к любому варианту развития событий.