Статистика показывает, что железнодорожные компании, стремясь увеличить объёмы промышленных грузоперевозок, столкнулись с очевидной проблемой. Для расширения на Восток было предложено перераспределить транспортные ресурсы, удовлетворяя потребности одних производителей за счёт других. В результате металлургическая отрасль оказалась в ситуации, когда её потребности в грузоперевозках начинают вытесняться. Теперь металлургам необходимо искать альтернативные способы доставки своей продукции.
Исследования ИПЕМ (института проблем естественных монополий)
Исследования специалистов показали, что, если бы не инфраструктурные ограничения со стороны железнодорожников, объём перевозимых грузов на экспорт мог бы быть увеличен на 180 млн тонн в год. Это, безусловно, способствовало бы росту ВВП и объёмам собираемых налогов.
На деле же с 2013 по 2023 год наблюдается отрицательная динамика. Например, отгрузка промышленных товаров на железную дорогу сократилась за эти годы:
- чёрных металлов — на 1,7%, или 1,5 млн тонн
- руды — на 6,3%, или 9,6 млн тонн
- кокса — на 13%, или 1,7 млн тонн.
В условиях текущей геополитической ситуации и изменяющейся конъюнктуры рынка к 2030 году прогнозируется значительное увеличение экспортных поставок угля, особенно через порты Дальнего Востока. Ожидается, что ежегодный прирост экспорта угля составит до 120 млн тонн.
Основной вклад в развитие портовой инфраструктуры, связанной с угольными терминалами, вносят частные инвесторы. В условиях растущего спроса на российский уголь за рубежом они уже сейчас вкладывают значительные средства в расширение портовых мощностей.
Однако без наращивания пропускной способности железной дороги, прирост портовых площадей не улучшит ситуацию.
Вывод напрашивается сам собой: для поддержки базовых отраслей промышленности необходимо уже сейчас обеспечить финансирование ускоренного развития транспортной инфраструктуры, особенно железных дорог. Однако перевозчики пока не полностью подтверждают необходимость таких мер. Вот что говорит РЖД.
У РЖД своя статистика
Представители РДЖ утверждают, что снижение объёмов погрузки грузов на железной дороге в значительной степени связано с внешними факторами и не зависят от качества их работы. Например, уменьшение объёмов перевозки угля на 5 млн тонн произошло из-за сокращения отправок в южные порты. Дополнительно, около 2 млн тонн падения погрузки связано с уменьшением перевозок металлургических грузов, включая руду, металлолом и чёрные металлы. Причиной стали внеплановые ремонтные работы на предприятиях, вызванные сложными погодными условиями зимой.
То есть тенденцию снижения объёмов погрузки РЖД подтверждает, но причины называет другие. По мнению железнодорожников, статистические расчёты опираются на прогнозные исследования возможностей инфраструктуры и не учитывают кризисные явления, которые могут возникать по независящим от РЖД причинам. Например, в 2020 и 2024 годах потребности грузоотправителей отличались по направлениям и возможностям рынков.
При этом ОАО «РЖД» в I квартале текущего года по объёму всех грузовых перевозок отмечает положительную динамику: рост по сравнению с январём-мартом 2023 года составил 8 % или 3,2 млн тонн в абсолютных цифрах, всего было перевезено 42,5 млн тонн. Через китайские погранпереходы рост перевозок составил 21 %, через морские порты — 3 %. По прогнозам, в 2024 году общий рост грузоперевозок с Китаем составит 7 %.
А как металлурги и угольщики справляются с транспортными проблемами?
На фоне недостаточной пропускной способности железнодорожных линий основной проблемой для металлургической отрасли остаётся уголь. Например, компании «Колмар» пришлось приостановить работу двух обогатительных фабрик и сократить загрузку третьей до половины из-за накопления около 1 млн тонн угля на складах. Компания «Мечел» была вынуждена сократить добычу угля на 8% по сравнению с 2022 годом. Из-за чего холдинг подал три иска ОАО «РЖД» на общую сумму 15 миллионов рублей.
Так что ситуация с транспортировкой промышленных грузов в России, особенно угля, остаётся напряжённой. Без активного вмешательства государства и увеличения пропускной способности транспортных маршрутов ситуация может усугубиться, что негативно скажется на базовых отраслях экономики нашей страны.
Компания СЛТ со своей стороны оказывает поддержку металлургическим, а также литейным и металлообрабатывающим предприятиям, поставляя соответствующее оборудование. Мы работаем с новыми и модернизируемыми цехами, осуществляем проектирование и отрабатываем технологические процессы.