Найти тему
Русичи

Написал Заавиазар. Как в старинных русских текстах авторы умудрялись зашифровать свое имя

Сама идея авторства для средневековых текстов, вообще говоря, представлялась современникам довольно спорной, если не сказать больше. Иногда в разных монографиях даже пишут, что авторство указывать было строго запрещено, поскольку это попахивает ересью. Тексты тебе, мол, сам Господь диктует, а ты записывай. Поэтому никто до сих пор не знает, кто написал "Слово о полку Игореве".

На самом деле все, конечно, было не так радикально. Мы знаем авторов целого ряда древних и не столь древних текстов. Владимир Мономах, например, написал свое знаменитое "Поучение", есть "Моление Даниила Заточника", есть "Хожение за три моря" Афанасия Никитина. И еще немало примеров в том же духе.

Но в целом указывать свое имя над текстом действительно было не принято. Концепция авторства развивалась медленно. И те сочинители, которые все-таки хотели намекнуть читателю на свою персону, чаще всего делали это тайным образом.

Да, в исследовании древнерусской и средневековой русской литературы есть целое направление - расшифровка имен авторов, записанных тайнописью в самих текстах.

В качестве характерного примера приведем "Повесть о житии Александра Невского", написанную в 1591 году на основе разных летописных сведений митрополитом Ионой Думином. Откуда мы знаем, кто и когда написал? Так он сам об этом сказал. Но - особым образом!

От него осталась вот такая приписка к тексту:

"Справлено же бысть чюдное житие се благовернаго великаго князя Александра Невскаго чюдотворца в лето 7099-го марта в 9 на память святых великих страстотерпец 40 мученик, иже в Севастии. В сие же бысть лето луна 12, круг солнцу 15, индиктион 4, вруцелето 4, основание 15, епакта 6, граничное слово мыслете, в осмое лето христоименитаго царства в победах предивнаго, достохвалнаго государя, царя, великаго князя Федора Ивановича Киевскаго и Владимирскаго и Московскаго и всея Русии самодержца, в достоприятное святительство великаго пресвятейшаго патриарха Иова Московскаго и всея Русии, его же благословением и руковозложением и теплою верою к святому и духовным проразсуждением рукою многогрешнаго, паче всех худейшаго, по слогу убо Заавиазара имянем, по числу же в четырех писменех книжных, от нихже по имянованию гласовных двое, согласных едино, двоегласных едино, всех же число 131, и с двоегласным, яже кроме числа; по обещанию же съгласных троегласно, гласовных два, согласно едино, кратких едино, всех же 502, по действу же согласно единовидное, полугласно единословное, кратких единогласное, согласно едино и паки кратких едино и еще долгообразное с согласным и кратким по единому, и паки согласно едино и гласно едино же, всех 474, кроме полугласнаго. О сих же ведущий убо паче нас да и нас, не наученых, научат, неведующий же, якоже и аз, со мною убо купно у премудрейших да совопросим..."

Дату тут определить легко. Понять, в чье это было царствование, тоже не бином Ньютона. А вот дальше сплошная загадка, в которой гигантской скалой высится странное имя Заавиазар.

И что это все означает?

-2

Ну смотрите.

"по числу же в четырех писменех книжных, от нихже по имянованию гласовных двое, согласных едино, двоегласных едино, всех же число 131".

Тут имеется в виду, что надо взять четыре буквы из азбуки, но обратить внимание на их числовые значения. У ряда букв в кириллице, как известно были числовые соответствия, поэтому любое число по факту записывалось буквами. Арабскими цифрами тогда на Руси пользовались редко. Их знали, что видно по этому же самому тексту, но почти не применяли.

Из этих четырех букв (которые на самом деле числа) две гласные, одна согласная и еще одна "двоегласная". А в сумме должно получиться 131.

Загадка решается следующим образом: i - это 10, о - это 70, Н - это 50, а - это 1. По числовой азбуке все бьется. В сумме выходит искомое 131. Значит, здесь зашифровано имя Иона. "Двоегласной" буквой здесь, очевидно, зовется i (которая в начальной позиции на самом деле скрывает сочетание двух звуков: "й" и "и").

Мы не будем здесь пересказывать всю остальную расшифровку, а то текст выйдет очень громоздким. Он и так уже наверняка многих запутал. Скажем просто, что вторая часть загадки решается тем же методом и приводит к слову "Думин". Его сумма равняется числу 502.

Получается, что автор зашифровал имя Иона Думин. Так ученые определили, кто написал "Повесть о житии Александра Невского".

Иона Думин - это реальный человек, он действительно жил в подходящий период, был архиепископом Новгородским (позже стал митрополитом Ростовским и Ярославским). Мог ли архиепископ, живший в Новгороде в 1591 году, написать биографию Александра Невского? Очень даже!

А кто такой Заавиазар?

-3

Известный советский академик Шахматов провел сличения и подсчеты, после чего пришел к выводу, что таким образом архиепископ дополнительно зашифровал свое имя - Иона. Если сложить числовые значения всех букв в слове Заавиазар, то получится... 131. То же самое число!

Кое-что в процитированном фрагменте непонятно до сих пор. Речь идет о последнем числе - 474. Какое слово за ним стоит? Вычислить очень трудно.

Ох уж эти шифровальщики!

__________________________

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)