Название статьи – перефразировка пословицы «Самовар кипит, уходить не велит», выгравированной на так называемом самоваре-петухе. Расскажем об этом уникальном изделии подробнее.
В №14 журнала «Всемирная иллюстрация» за 1869 год было опубликовано изображение серебряного самовара, выполненного по рисунку академика и профессора Императорской Академии художеств, архитектора Ипполита Антоновича Монигетти (1819-1878). Монигетти много работал для императорской фамилии и высшей аристократии: строил дворцы, разрабатывал их внутреннее убранство. А еще был плодовитым мастером «русского стиля» в декоративно-прикладном искусстве, «снабжавшим своими рисунками лучшие наши мастерские предметов художественной промышленности». Петушок – распространенный изобразительный мотив древнерусского искусства. И тулово самовара Монигетти было круглым, кран выполнен в виде головки петуха с раскрытым клювом, а три ножки – в виде лапок и хвоста. Вот что написали о нем в журнале. «Грациозная и изящная вещь эта не может не нравиться своею наивностью... Петух-самовар... легок и красив. Присутствие петуха оживляет его серебряную массу. Общее впечатление самое веселое м простое. Постановка подобного самовара на стол должна неминуемо повлиять на публику, собравшуюся к столу, повлиять совершенно противуположно тому, как действуют на нее краснобокие или желтые великаны наших долгих чайных вечеров».
В собрании Государственного исторического музея хранится один из медных позолоченных самоваров-петухов, выполненных для обустройства Русского, в «боярском стиле», павильона на Всемирной выставке 1873 года в Вене. Изготовитель самовара неизвестен. Между тем интересно, как он сделано его тулово: не традиционным методом выколотки из листового металла, а новым тогда методом литья по модели. Дополнительными элементами декора стали надписи: «Самовар кипит, уходить не велит», «Где есть чай, там под елью чай» и «В память Всемирной Венской выставки». На выставке чудесный петух был отмечен золотой медалью.