29 августа было подтверждено, что украинские ВВС потеряли свой первый истребитель четвертого поколения F-16, причем самолет был уничтожен 26 августа, всего через 25 дней после начала поставок.
Потеря одного из всего лишь шести поставленных F-16 представляет собой значительный удар по западным усилиям по переоснащению восточноевропейской страны наиболее широко используемым классом истребителей НАТО, и в зависимости от обстоятельств потери потенциально имеет значительные последствия для будущего этих усилий. Сообщения противоречивы относительно обстоятельств, при которых был потерян F-16, при этом три причины широко упоминались разными источниками.
Первое объяснение, о котором сообщили украинские и западные государственные источники, заключается в том, что истребитель разбился. Самолетом управлял один из самых опытных пилотов Украины, Алексей Месь, известный как «Мунфиш», который, как сообщается, погиб при попытке перехватить «крупнейшую в истории воздушную атаку» России на Украину.
«Во время подлета к следующей цели связь с одним из самолетов была потеряна. Как выяснилось позже, самолет разбился, пилот погиб», — сообщил украинский Генеральный штаб.
И Россия, и Украина сделали несколько весьма сомнительных заявлений во время войны, и тот факт, что крушение было бы объяснением, наименее вредным для морального духа и репутации программы F-16, заставил многие источники усомниться в этом объяснении. Тем не менее, скорость, с которой поставлялись F-16, что оставляло относительно мало времени на обучение, означает, что это объяснение нельзя исключать.
Второе объяснение, о котором сообщают ряд украинских и российских источников, заключается в том, что F-16 был сбит местной ПВО в инциденте с дружественным огнем.
Подобные сбития с обеих сторон были зафиксированы несколько раз в ходе конфликта. Поскольку F-16 был потерян во время российской атаки, возможность такого сбития ракетами дальнего радиуса действия с радиолокационным наведением была бы весьма вероятной.
Третье объяснение потери истребителя заключается в том, что он был уничтожен российскими ракетными атаками на объекты, где размещался самолет.
Российские силы успешно проводили такие атаки по уничтожению истребителей несколько раз, то есть такой удар был бы далеко не беспрецедентным. Поскольку F-16 гораздо менее приспособлены, чем истребители советской постройки, такие как МиГ-29, для действий с суровых или импровизированных аэродромов, способность самолета к перемещению для избежания будущих ударов остается ограниченной. Это делает F-16 особенно уязвимыми для таких ударов, поскольку места их развертывания гораздо легче предсказать.
Вероятно, причина потери F-16 никогда не будет известна наверняка. Военно-воздушные силы имеют долгую историю сокрытия или указания ложных причин своих потерь, чтобы избежать негативной огласки из-за потерь своих истребителей. В результате обстоятельства потерь многих истребителей десятилетия назад до сих пор остаются неизвестными.
Ярким примером, связанным с F-16, была потеря ВВС Пакистана одного такого самолета во время столкновения с советскими МиГ-23 в 1987 году. В то время как Советы утверждали, что МиГи третьего поколения сбили один из новых истребителей четвертого поколения, Министерство обороны Пакистана заявило, что их F-16 был потерян в инциденте с дружественным огнем, что, независимо от того, правда это или нет, помогло предотвратить ущерб репутации нового класса американских истребителей.
Четыре года спустя Соединенные Штаты заявили, что их первая потеря истребителя в войне в Персидском заливе, истребитель четвертого поколения ВМС США F-18, был сбит иракскими ПВО, прежде чем источники только годы спустя признали, что он был сбит в воздушном бою один на один с МиГ-25 третьего поколения.
Сокрытие этого в течение многих лет позволяло американским лидерам утверждать, что их истребители не понесли никаких потерь в воздушном бою, и таким образом утверждать, что их истребители значительно превосходили советские.
Поскольку других примеров остается много, остается значительная вероятность того, что первая потеря украинского F-16, поставки которого ожидались более года, привела к изменению отчетов об обстоятельствах потери в целях связей с общественностью.
Вы читали статью зарубежного издания Military watch magazine.
Статья чуть запоздала. Депутат Рады Безуглая сообщила, что ВВС Украины пытаются повесить вину за потерю самолета на погибшего пилота F-16. А на самом деле его сбил свой же комплекс Патриот. Видимо есть проблемы с системой распознавания свой-чужой.
После скандала, сняли командующего ВВС Украины Олещука. М-да, не такого фееричного дебюта намоленного вундерваффе F-16 ждали на Украине. Что-то пошло не так...
В любом случае, они лучше признают, что заправили его по ошибке мазутом, и он упал, чем был уничтожен в результате российского удара. Легче обвинить криворуких эксплуатантов, чем признать его уязвимость перед советско-российским вооружением.
Кстати, сообщение о его уничтожении в результате нашего удара появлялось, но было в скоре удалено.
Мое мнение, что надо сделать объявление, что за сбитие F-16 будут платить крипто-валютой гражданам любых стран. Тогда украинские пилоты летать откажутся, зная о своих корыстных операторах ЗРК)
Скоро выйдет новая статья, а пока читайте интервью с бойцом ЧВК Вагнер с позывным Каспер.
Поддержать автора и развитие канала можно тут👇👇👇
2200 7004 5079 2451 Тинькофф, 4276 4200 4921 7473 Сбер
Благодарю за поддержку, за Ваши лайки, комментарии, репосты, рекомендации канала своим друзьям и материальный вклад.
Каждую неделю в своем телеграм-канале, провожу прямые эфиры с участниками СВО.
Читайте другие мои статьи:
Интервью с танкистом ЧВК Вагнер
Интервью с арткорректировщиком ЧВК Вагнер
Интервью с оператором квадрокоптера ЧВК Вагнер
Интервью с оператором БПЛА Орлан-10 ЧВК Вагенер
Интервью с санитаром переднего края ЧВК Вагнер