Жители села Чапаево Олекминского района боятся остаться без речного сообщения. Они обратились в редакцию за помощью, напомнив, что другого пути на большую землю здесь нет. Издание выяснило, что их проблема – лишь вершина айсберга. И в ближайшее время ленские теплоходы рискуют вовсе остаться меж двух берегов. Наиболее серьезная ситуация складывается в Якутске. Частный порт отдали под жилую застройку бизнес-класса, создаваемую десятилетиями инфраструктуру разрушают, оставляя на ней единственный причал…пока. ТайгаПост расскажет, почему республика может распрощаться с речными пассажирскими перевозками.
Три из пяти речных причалов Якутска пришли в полную негодность три года назад. А в следующем, по требованию надзорного органа, закроют еще один. В эксплуатации останется лишь причал №4, построенный, как говорится, хозспособом и также находящийся на грани. Когда придет и его черед почить в бозе, на пассажирский и туристический флот жители и гости Якутска смогут смотреть лишь с берега.
Ежегодно «Ленатурфлот» перевозит 35 тысяч пассажиров до Витима на юге и Тикси на севере. На этих социально значимых рейсах задействовано 80% судов компании. На расстоянии 3,5 тысяч км несут службу 40 дебаркадеров. По сути, это выведенные из эксплуатации 30-40 лет назад понтоны и баржи, намертво пришвартованные к берегу. Лишь шесть из них имеют хозяина в лице «Ленатурфлота». За состоянием остальных в лучшем случае следят периодически. А ведь это объекты повышенной опасности, на которых каждый день собираются пассажиры.
Как рассказала ТайгаПост Светлана ВОЛЬНОВА, бывший работник Якутского речного порта, много лет проработавший в сфере пассажирских перевозок, в этом году, впервые за многие десятилетия из республиканского бюджета выделили 35 млн рублей на строительство в Усть-Куте трех дебаркадеров для Ленских столбов, Нижнего Бестяха и Сангар. При сохранении таких темпов финансирования на полную замену остальных, в том числе в Чапаево, уйдет лет 15, до чего многие старые баржи просто не доживут.
«Когда председателем правительства был Тарасенко, создавали программу обновления речного флота. Была идея передать дебаркадеры «Ленатурфлоту». Но увеличить штат компании на работников, следящих за состоянием причалов, им не дали. Так эта тема и заглохла», - рассказала Светлана ВОЛЬНОВА.
Увеличение штата и дополнительной несвойственной для речного перевозчика нагрузки неминуемо приведет к повышению цен на билеты. Республика же не склонна наращивать субсидии на выполнение социально значимых рейсов. Более того, в 2024-м данная субсидия была сокращена в три раза, из-за чего в июне случился еще один скандал, когда «Ленатурфлот» объявил о введении коммерческих цен на одном из самых популярных маршрутов Якутск-Олекминск. Для понимания: коммерческие цены вдвое выше субсидированных и лишь на пару тысяч дешевле авиабилетов.
Такое решение пароходства предсказуемо вызвало волну возмущения населения. Тогда перепуганные чиновники Минтранса предложили, как им, видимо, казалось, соломоново решение: резко сократить количество пассажирских рейсов, чтобы уложиться в урезанную субсидию. Руководство перевозчика на это не пошло.
В результате количество рейсов сохранили, социальные цены на билеты тоже. Взамен правительство республики пообещало осенью пересмотреть бюджет и доплатить субсидию перевозчику. Впрочем, найдутся ли на эти цели деньги в проблемном бюджете 2024 года? Вопрос пока открытый.
Впрочем, и этот вопрос, решенный положительно, не может оказать никакого влияния на другую проблему – отсутствие в Якутске речного порта.
В 2017 году «Осетровский речной порт», входящий в группу компаний «Старвей», выкупил Якутский речной порт. Теперь на территории ЯРП затеяли масштабное строительство: на берегу растет жилой комплекс «Ленские высоты». Портовым сооружениям здесь места больше нет. И грузовые краны намерены перевести под Жатай.
Однако туда не будут переносить единственный в Якутске портовый кран 100-тонной грузоподъемности, способный поднять из воды на зимовку трудяжку - «Метеора». Его алюминиевый корпус не выдержит сжатия во льдах, но кого это волнует.
ЯРП эта проблема уже не интересует. Здесь создали ООО «Специализированный застройщик Речной порт «Якутск», который и занимается «Ленскими высотами». Портовые сооружения только мешают, и от них нещадно избавляются.
Если республика не обратит внимание на проблему, самая длинная река России может вовсе потерять пассажирский флот. На демонтаж и строительство новых причалов в Якутске необходимо 500 млн рублей. Примерно в такую же сумму выльется замена дебаркадерного парка по Лене. Недешево. Но если вспомнить, сколько миллиардов бюджет влил в дышащую на ладан авиакомпанию «Якутия», то сумма вложений в речную инфраструктуру уже не кажется столь пугающей…
Напомним, что в навигацию на социально значимые рейсы по Лене берут билеты 35 тысяч жителей Якутии. Для многих это единственный транспорт, связывающий их с райцентрами и Якутском. Заменить такие мощности авиация явно не в состоянии, в любом случае это будет значительно дороже. У нашего пассажирского флота запаса еще, максимум, на несколько лет. А обновление инфраструктуры требует длительных вложений, поскольку оборудование придется заказывать далеко за пределами.
Без комплексного подхода новые дебаркадеры и причалы ситуацию не изменят. По словам Светланы ВОЛЬНОВОЙ, у которой за плечами 45 навигаций на Лене, в 80-е годы по рекам Якутии ходили десятки пассажирских судов. Сегодня в работе осталось восемь, которые едва успевают обслуживать населенные пункты по Лене, вынужденно забыв про тот же Алдан. Но об этом #ТайгаПост расскажет в одной из следующих своих публикаций.