Вот и снова начался новый учебный год у школьников. Так как я по большей части занимаюсь с младшими школьниками и старшими дошкольниками, то разговор пойдёт о них.
К нейропсихологу обычно приходят дети, имеющие различные нарушения и диагнозы: нарушение внимания, запоминания, дисграфия, дислексия, задержки речевого и психического развития и др. Всё это предполагает слабость нервной системы.
В чём проявляется такая слабость? В трудностях вхождения в деятельность, в сниженнии мотивации, саморегуляции, контроля над своими эмоциями.
Выглядит это в виде слёз, отказов выполнять задания, фраз «Ну я не могу запомнить это слово (текст)!», «Я не буду решать эту задачу» и т.д.
Как-то я услышала поговорку «нужно есть слона по кусочкам». С тех пор эта поговорка помогает мне лично, и я применяю её для работы с детьми. В ней и мотивация, и хороший способ справляться с трудностями. Очень хорошо работает этот способ для пересказа текста. Особенно, для детей с синдромом дефицита внимания. Большой объём текста запомнить не удастся, так как помешает слабость энергетического блока мозга – его сил не хватит удерживать столь большой объём и долго концентрировать внимание. Но, если ребёнок будет пересказывать текст по частям – абзацам или предложениям, то в голове у него выстроиться весь текст.
Три простых шага к пересказу:
1. Читаю и пересказываю по кусочкам.
2. Разбираю сложные слова.
3. Пересказываю весь текст.
В каждой маленькой части могут быть сложные слова, фразы. Ребёнок их разбирает с родителем, а потом ещё раз пересказывает часть теста. Пересказ кусочка текста нужно делать столько раз, чтобы он запомнился.
Однако, самое главное - научить ребёнка самостоятельно применять эти три шага. Поэтому спрашиваем:
- Как тебе легче пересказать этот текст? Какой секретный способ ты знаешь?
Ребёнок должен повторить, поочереди разгибая пальчики из кулачка, а вы проконтролируете, всё ли выполняется правильно.
Теперь поговорим о сниженной мотивации, боязни неудач в выполнении заданий, уроков.
Ходила ко мне на занятие девочка. Очень спокойная, замечательная. Но после большого перерыва в занятиях она, зайдя в кабинет, начала плакать. Ей не очень хотелось заниматься. Я взяла её за руку и сказала:
- А мы не будем сразу начинать. Мы будем потихоньку…
Слово потихоньку вошло в мою жизнь и работу с детьми. И, если девочка или мальчик плачет над трудностями, то я ему говорю это слово: потихоньку. Так мы и начинаем наши занятия не спеша, размеренно. А как только ученик вошёл в деятельность, можем и увеличить интенсивность работы.
Это ещё и про то, что «тише едешь – дальше будешь.» Так что не торопите детей, если у них есть трудности, дайте им немного времени. Повторяйте с ними простые способы саморегуляции и способы преодолевать большие задания, и они прочно войдут в их процесс обучения. Важно, чтобы дети сами без вас пользовались этими способами, самостоятельно.
Автор: Педяш Наталья Александровна
Психолог, Нейропсихолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru