Мы уже немного научились защищаться от мошенничества по телефону и через интернет. Только и в проверенных организациях могут предоставить неполные или недостоверные сведения и взять деньги за ненужную услугу. Это нетипичное мошенничество, но и оно может ударить по кошельку 🤷.
Что может быть
Мисселинг, или по-английски «misselling» — это продажа продукта путем введения клиента в заблуждение. Дословно переводится на русский как «неправильная» или «ошибочная продажа». Чаще всего встречается в банках, финансовых и страховых компаниях.
Вот один из примеров мисселинга. Иван Иванович пришел в банк с целью открыть накопительный счёт. Ушел он с документами на инвестиционные продукты. Менеджер сказал, что счета сейчас открывать невыгодно, в инвестициях можно заработать гораздо больше. Только основные отличия продуктов сотрудник не озвучил, а они весьма существенные.
Иван Иванович через 3 месяца хотел забрать деньги, но тут оказалось, что ему нужно сначала продать ценные бумаги. А результат этой сделки может быть весьма неожиданным — можно не только не получить прибыль, но и собственных сбережений лишиться.
Конечно, инвестиции — хороший инструмент для повышения дохода, но очень рисковый. И менеджер должен объяснять это клиенту. Но сотрудники играют как раз на низкой финансовой грамотности населения 🤦.
Еще пример. Владелец авто пришел в страховую, чтобы оформить полис. Ему предложили электронный вариант. А бумажный могут выдать лишь при оформлении дополнительного страхования жизни и здоровья. Поскольку клиент привык пользоваться бумажным носителем, пришлось согласиться на условия сотрудника. Хотя это совсем необязательно, менеджер мог выдать бумажный полис и без дополнительных услуг.
Тоже ситуация неоднозначная. Получается, клиента ввели в заблуждение. Может, страхование жизни и здоровья — неплохая услуга, но уж точно не обязательная. И полис ОСАГО вполне можно оформить без допов.
Мисселинг — это законно?
Законодательством мисселинг не регулируется. Его можно считать недобросовестной практикой. В законе о защите прав потребителей указано, что продавец обязан предоставить покупателю полные сведения о товаре или услуге. Финансовые организации тщательно составляют договора, прописывая все риски и нюансы. Но все ли их читают? Чаще мы верим словам сотрудника и просто ставим подпись на документах.
Защититься от мисселинга можно, если проявить внимательность. Тут правило простое — пока не разобрались в продукте, не подписывайте договор. Можно спрашивать менеджера, читать документ, даже обращаться к юристам. Все риски и термины должны быть понятны.
Если все же подпись поставили, а потом поняли, что не нужно было, в полицию идти бессмысленно. Вряд ли получится доказать, что вас ввели в заблуждение. Но можно обратиться в банк с заявлением об отказе от продукта. Здесь 2 варианта:
- Если 14 дней с момента оформления договора не прошло. Для основной массы страховых продуктов этот срок считается «периодом охлаждения». То есть вы можете отказаться от страховки и вернуть деньги.
- Если прошло более 14 дней. Договор можно расторгнуть, но всю сумму, скорее всего не выплатят. Обычно клиент получает обратно лишь часть уплаченных средств.
А вы сталкивались с мисселингом? Делитесь в комментариях 🙂!