Когда-то давным давно автор жил в Чечено-Ингушской автономной советской социалистической республике, в Червлённой (и даже одно время числился инструктором в Гудермесском райкоме ВЛКСМ).
В то время в РСФСР практически никому ничего не говорило название города Грозный, да и вообще аббревиатура ЧИАССР. Самые продвинутые знали о Чечне лишь из военных рассказов Л.Н.Толстого и его же повести "Хаджи-Мурат". Тем не менее, такая небольшая северо-кавказская республика существовала и даже процветала.
У нас жила вся палитра народов СССР. И не было никакой разницы между осетинами, дагестанцами, белорусами, русскими и прочими народами. Все жили мирно, дружно и одинаково.
Шовинизм могли проявлять только чеченские милиционеры в Грозном, но таких были единицы, и то, весь вред от них заключался в том, что они делали вид, что не понимают русского языка, о чём на прекрасном русском и сообщали. И никакой разницы между ингушами и чеченцами тоже не было. По крайней мере внешне и в общении. Но эта разница есть.
Чеченцы и ингуши — два родственных вайнахских народа. Чеченцы на родном языке называют друг друга нохчий. Ингуши себя называют гIалгIай (от гIала — башня) — т.е. строители башен или же живущие в башнях. Старинных башен в Ингушетии действительно много.
Когда-то это был единый народ, но под воздействием других кавказских соседей он стал постепенно разделяться и различаться. Ученые считают, что часть этого народа сблизилась с адыгами-кабардинцами, грузинами, аланами (впитывая в себя традиции и образ жизни этих народов) и стали ингушами, а те, которые называют себя сейчас с чеченцами — более сблизились с соседним Дагестаном и древними народами, живущими в Великой Степи.
Любопытно, что сближаясь с православной Грузией, часть ингушей стала исповедовать православие, в республике имеется старинный православный храм Тхаба-Ерды.
Окончательно же народы разделились именно по отношению к Российской империи, ингуши добровольно вошли в состав России, чеченцы не желали этого и оказывали вооруженное сопротивление. В следствие этого, в Ингушетии сохранилось множество памятников старинного зодчества, а в Чечне старинные строения разрушили войны с Россией, русские солдаты шрапнелей и картечи не щадили.
В 20-е годы прошлого столетия с некоторыми древними памятниками покончили походы отрядов РККА, которые принуждали чеченцев к миру и порядку с помощью артиллерии.
Языки чеченцев и ингушей очень похожи. Примерно как татарский и башкирский. Разница в некоторых словах, значениях, произношении звуков. В общем, чеченцы и ингуши всегда поймут друг друга.
Зикр (коллективная молитва в круге) у чеченцев и ингушей тоже разный. У чеченцев он более энергичный, у ингушей более плавный и медленный.
Есть различия и в национальной одежде. Например, ингушки носят колпак курхарс, символ свободы (родственник фригийским колпакам), чеченские женщины носят платки.
Национальная символика двух народов тоже отличается. Чеченцы своим символом называют борза (волка). Существует легенда, что первых чеченских детей воспитала волчица (кроме того, существуют еще две легенды с упоминанием волчицы — о Начале и Конце). В бандитской Ичкерии этот символ был "государственным", сейчас он негласно в ЧР запрещён.
Символ, который красуется на флаге Ингушетии — молярный знак, который раньше принадлежал князьям Малой Кабарды. Он символизирует вечное движение Солнца и Земли, а также взаимосвязь и бесконечность всего сущего. Дугообразные лучи знака не случайно повернуты против движения часовой стрелки. Именно в таком направлении вращаются Земля и другие планеты вокруг Солнца, равно и Солнце вокруг своей оси.
Принято считать, что и менталитет у двух народов тоже разный. Якобы чеченцы более воинственны, а ингуши якобы более спокойные, но это всё спорно. В настоящее время оба братских народа не мыслят своё существование без России.