- Алиса, девочка моя, иди завтракать, - позвал Мирон супругу.
- Иду, - потянулась она.
Вечер и утро были замечательными, дети были у бабушки, так что она с мужем отлично провела вечер, выспалась, отдохнула.
Кофе пах умопомрачительно, яичница аппетитно лежала на тарелочках, Мирон был ласков и нежен.
После завтрака Мирон завел разговор:
- Так что будем решать с квартирой?
- Мирон, так не хочется продавать, квартира-то моя.
- Мы ипотеку возьмем, материнский капитал вложим.
- Да, но так-то квартира моя, а там будет общая, и я свое, личное вложу.
- А мы в договоре подпишем, что твоя доля больше. Риелтора попросим, она так впишет.
- Мирон, я могу подумать до понедельника?
- Думай, моя любовь. Но жить в однокомнатной квартире тяжело.
Алиса согласно кивнула. Вчетвером в однокомнатной очень тяжело было размещаться, квартира была Алисина, добрачная.
В понедельник она отправила Мирона на работу, а у самой уроки были с 12 часов дня и до вечера. Пока было свободное время, она зашла к юристу:
- Мы с мужем квартиру хотим купить, и в договоре указать, что мне большая доля принадлежит, так как я деньги вкладываю от продажи своей квартиры. Так же можно? Я читала, что делают так многие, просто агентство прописывает в договоре разные доли у супругов. Регистрируем, и все.
- Можно, только квартира все равно будет признана совместной собственность, и доли супругов будут равными.
- Почему так?
- В конце 2015 года внесли изменения в Семейный кодекс РФ, и принято изменение в статью 38, где сказано, что можно так сделать, но этот договор – соглашение о распределении долей. Имеет силу, только если нотариально заверить.
- Подождите, я запишу.
- Я распечатаю вам цитату из статьи, и отмечу, что важно.
2. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено.
- Спасибо, то есть договор купли-продажи новой квартиры мы должны подписать у нотариуса?
- Да, у нотариуса, тогда все будет законно.
Алиса, довольная, пошла на работу. Отвела в школе уроки и вернулась домой, уложила детей спать, и перед сном они с Мироном пили чай на кухне, и он первым начал разговор:
- Ну что ты решила?
- Думаю, да, будем продавать, в договоре пропишем доли в соответствии с внесенными деньгами. Но только договор по покупке новой квартиры будем и подписывать у нотариуса.
- Алиса, это дополнительные деньги. Риелтор и так пропишет.
- Я была сегодня у юриста, и он сказал, что внесли изменение в закон, так что если не поровну, то надо у нотариуса подписывать.
- Да что бы понимал этот юрист!
- Уж побольше твоего, я и распечатку у него взяла. Или через нотариуса, или никак.
Мирон согласился.
Квартиру продали, купили трехкомнатную, большую часть записали на Алису, часть на Мирона. Вложили материнский капитал, подписав обязательство выделить доли детям после погашения ипотеки.
Стали они жить да радоваться. Мирон был заботлив. В общем, как всегда. Занимался с детьми, готовил завтраки, дарил время от времени цветы супруге.
- Ах, какой муж у тебя лапочка, - вздыхали коллеги, когда Мирон заезжал за Алисой.
А она и сама думала:
- Как же мне повезло с супругом. Заботливый, неплохо зарабатывает, налево не ходит. Вон – другие сходятся и расходятся, прыгают от партнера к партнеру как блохи от по животным, а у нас не так.
Но иллюзия разбилась на мелкие осколки, когда Алиса случайно в ноутбуке мужа, пока его не было, зашла в его социальные сети. Не специально, так получилось, она за все годы никогда не заглядывала в ноутбук мужа, благо, свой есть. Зачем она зашла – сейчас она бы не сказала и не вспомнила, но там увидела его переписку с девушками, да не с одной. Она даже сначала не поняла, к кому он обращается.
- Зайка, я соскучился.
Или писал он другой:
- Милая, ты была неотразима.
Переписка показывала, что муж развлекается с разными дамами, и не стихи им пишет. А реально встречается для плотских утех. Голова у Алисы потяжелела и заболела.
- Рога тянут, - догадливо сказала она, находясь в шоке.
Она сделала фото с экрана, все переписки зафиксировала, закачала на телефон.
Вечером Мирона ждал скандал, Алиса плакала, высказывая все. Мирон заявил:
- Это просто переписки, я так баловался. Но никогда в реальности тебе не изменял.
- Из переписок видно другое.
- Нет, я не изменял, у меня есть только ты.
Алиса замкнулась, все прикосновения Мирон вызвали у нее отвращение, и они все же развелись.
- Тут моя доля, в этой квартире живут мои дети, и я буду тут жить, - категорично заявил Мирон.
- Тогда давай продадим квартиру.
- Давай, - неожиданно покладисто кивнул Мирон.
Он нашел покупателя, тот внес оплату – 180 тысяч, за счет которых они погасили ипотеку, и пошли к нотариусу – перераспределять доли с учетом материнского капитала. Алиса шла к нотариусу в весьма дурном настроении и неважном самочувствии. Голова кружилась и была тяжелой, слабость какая-то была.
- Мирон, что-то мне нехорошо.
— Это погода. Погоди, сок принесу. Апельсиновый будешь?
- Буду, может, полегче станет.
Она выпила сок, зашли к нотариусу, та зачитала документ, Алиса автоматически подписала, в ушах шумело.
Они вышли на улицу, Мирон спросил:
- Ты как мел, бледная.
- Мне нехорошо, душно.
- Я отвезу тебя домой.
- Мирон, я не хочу жить с тобой в одной квартире.
- Алиса, мы просто будем жить как соседи, вот и все. Пока квартиру не продадим.
Но через неделю Алиса узнала, что Мирон отказался от продажи квартиры и вернул 180 тысяч покупателю.
Она рыдала:
- Ты это нарочно, ты лишь бы не разъезжаться! Ты издеваешься надо мной. Я продам свою долю!
- И куда ты пойдешь? Как жили, так и будем жить.
Прошел год, Алиса опять завела разговор о продаже квартиры, но Мирон резко возразил:
- У нас равный доли. Продашь, я заберу все до копейки, и куда ты с детьми?
- Как, равные?
- Так, ты сама подписала договор у нотариуса. Я специально так сказал, чтобы поровну поделили, а ты не поправила. Доли выделены детям, а остальное поделено, между нами, в равных долях.
- Я это оспорю в суде.
- Оспорь.
Уже через неделю иск лежал в суде.
- Прошу о признании сделки ничтожной, приведении сторон в первоначальное положение, которым просит признать договор, удостоверенный нотариусом недействительной (ничтожной сделкой), применить реституцию, привести стороны в первоначальное положение. В результате составленного нотариусом договора доли в праве собственности на квартиру распределились следующим образом: Алисе и Мирону по 271/606 доли, детям по 16/303 долей каждому. После распределения долей Мирон отказался продавать квартиру, денежные средства пришлось возвращать потенциальному покупателю. Позднее Мирон признался, что под видом перераспределения долей детям он намеренно перераспределил свою долю в сторону увеличения, т.е. действовал преднамеренно вводя меня в заблуждение относительно предмета договора. Нотариус составляла договор о перераспределении долей по копии свидетельства о регистрации брака, более того, нотариус, изменяя доли в квартире, руководствовалась ст.40-44 СК РФ из договорного режима имущества супругов, а именно брачным договором. Никакого брачного договора между супругами не заключалось. Кроме того, нотариус не имеет права без оригинала свидетельства о заключении брака производить какие-либо соглашения. Таким образом, нотариус при заключении договора действовала недобросовестно в нарушение действующего законодательства РФ, навязав мне брачный договор при уже расторгнутом браке. Таким образом, цель составления договора о нотариальном перераспределении долей в квартире была со стороны Мирона прикрыть другую сделку, а именно продажу квартиру, от продажи которой он впоследствии отказался, и перераспределить доли в свою пользу.
Мирон возражал:
- Договор соответствует законодательству Российской Федерации, он был заключен в период брака, поскольку решение о расторжении брака между супругами не вступило в законную силу на момент его заключения. Договор был заключен добровольно и по обоюдному согласию, поскольку Алиса до подписания договора была лично ознакомлена с его условиями, она его читала, согласившись с условиями, подписала. Обмана не было, поскольку стороны добровольно явились к нотариусу для заключения сделки в целях определения долей в квартире для дальнейшей ее реализации. Кроме того, признание спорного договора недействительным нарушит права других сторон, а именно детей, также считаю, что срок исковой давности прошел, так как срок по данной категории дел 1 год с момента получения данного договора самой Алисой. Прошу применить срок исковой давности.
Суд дело рассмотрел, выслушал нотариуса, и в иске Алисе отказал:
В рассматриваемом случае достаточных оснований для признания договора от ..... притворной сделкой не установлено, доводы истца о том, что спорным договором стороны прикрывали сделку по купли-продажи объекта недвижимости, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по делу не нашли.
Алиса плакала:
- Ты это нарочно. Я не хочу с тобой быть рядом.
- Я не буду съезжать, запомни это, и долю свою ты не продашь, я оспорю в интересах детей.
- Тогда я уеду на выходные к маме.
- Обратно придется вернуться.
Алиса грустно смотрела в окно. Вот зачем она полезла в его ноутбук? Не знала бы про все это, и жили бы нормально. Подружка ей сказала:
- А ты представь, что это была игра, и он обманул. Он всегда дома, все хорошо. Может, ты просто ошиблась? И если бы он тебя не любил, то не пытался бы вернуть, и все наладить. Он цветы дарит, вокруг тебя уже больше года кругами ходит. Может, все же помиритесь?
И Алиса решилась, когда Мирон пришел вечером, с цветами, словно знал, что она дома, то она сказала:
- Ладно, давай попробуем еще раз построить отношения.
*Имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:
Решение от 27 сентября 2023 г. по делу № 2-994/2023, Новоильинский районный суд г. Новокузнецка
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.