Найти тему

Азербайджан актуализирует нахиджеванское направление с далеко идущими целями

Готов ли Азербайджан подписать мирный договор с Арменией? Означает ли решение Еревана и Баку не связывать с подписанием мирного договора вопрос транспортных коммуникаций в регионе, в частности, обеспечение связи Азербайджана с Нахиджеваном. отказ азербайджанской стороны от т.н. «Зангезурского коридора»? С чем связано активное распространение министерством обороны Азербайджана дезинформации о якобы обстрелах с армянской стороны и может ли это свидетельствовать о подготовке Баку крупной эскалации?

На эти и другие вопросы ИАЦ Verelq ответил политолог, кандидат политических наук Норайр ДУНАМАЛЯН.

- Ереван и Баку договорились отложить решение вопроса транспортных коммуникаций в регионе, в частности, обеспечения связи Азербайджана с Нахиджеваном, и не увязывать его с подписанием мирного договора. О чем это говорит? О готовности Баку подписать мирный договор? И что вообще даст Армении мирный договор без решения вопроса разблокировки коммуникаций? Означает ли это то, что хотя бы временно Баку отказался от т.н. «Зангезурского коридора»?

- Разделение двух повесток —заключения мирного договора и коридора — не сулит ничего хорошего. Потому что формируется ряд параллельно существующих вопросов, и в рамках одного из них Азербайджан постоянно может оказывать давление на Армению. Такой прием уже был использован, в частности, на примере разделения мирного договора и вопроса делимитации и демаркации границы. Баку пытается таким образом раздробить повестку армяно-азербайджанских отношений, заполнив их содержанием сразу нескольких проблемных вопросов.
Тем самым азербайджанское руководство постепенно выстраивает систематизированную политику давления на Армению, что ему удается на данный момент.

С другой стороны, отсутствие какого-либо упоминания о коммуникациях в мирном соглашении дает больше возможностей Турции и Азербайджану акцентировать внимание на якобы «невыполнении» трехстороннего заявления от 9-10 ноября 2020 года. В свою очередь заявление Сергея Лаврова о том, что Армения саботирует 9 статью трехстороннего заявления, также можно включить в этот контекст, поскольку для российской стороны отказ от упоминания участия РФ в обеспечении безопасности коммуникаций в мирном договоре грозит потерей еще одного рычага контроля над ситуацией на Южном Кавказе.

Опять же, вопрос коридора остается в повестке дня. Он может быть назван по-другому, не «Зангезурский коридор», а «коммуникация между Азербайджаном и Нахиджеваном», но суть от этого не меняется. Это жизненно важный путь для реализации таких проектов, как Средний коридор между Китаем и Европой. Это очень важная инфраструктура для влияния, в том числе, и на Иран, и для сохранения контроля над другим ответвлением автомагистрали проекта Север-Юг через Армению. То есть несколько вопросов здесь переплетаются между собой, и разблокировка коммуникаций остаётся важным фактором.

Проблема еще и в риторике. С одной стороны, если будет открыт коридор на условиях Азербайджана, это будет представлено как очередная победа Алиева. С другой - Армения также может быть заинтересована в открытии коридора, но в какой-то иной конфигурации, в рамках региональной безопасности, и так далее. К примеру, если будет открыта не только эта дорога, но и представлена инициатива открытия дороги с Турцией, например, железной дороги Гюмри-Карс.

Каждый пытается представить определенный дивиденд, исходя из открытия этого коридора. Для Армении очень важно представить это в рамках реализации проекта «перекресток мира». Для Азербайджана — это связи с Нахиджеваном и далее. Для России это тоже важный аспект, но уже в рамках задействования старой советской железнодорожной системы. И, возможно, процессы в Грузии, которые уже запущены, после октября или в ближайшем будущем приведут к тому, что будет открыта железная дорога через Абхазию. И в этом случае позиции России на Южном Кавказе укрепятся.

- Армянская сторона заявляет, что в любой момент готова подписать мирный договор. Сейчас Баку в качестве главного предусловия для его подписания выдвигает требования об изменении Конституции Армении. Судя по риторике последнего времени, армянская власть в принципе готова на это пойти. Допустим, армянские власти пошли на этот шаг и изменили Конституцию. На ваш взгляд, даст ли это возможность заключить мир или после этого у Баку появятся какие-то новые требования к армянской стороне в качестве предусловия?

- Требование об изменении Конституции также можно включить в единый пакет притязаний Азербайджана, направленных на нейтрализацию любого аргумента Армении. Например, все претензии к антиконституционным, антиправовым действиям Азербайджана будут встречены требованием Азербайджана изменить Конституцию Армении.

Это не новый какой-то разговор, не новое обсуждение. Турция и Азербайджан на протяжении 30 лет независимости постоянно обращают внимание на то, что, якобы, в Конституции Армении или в Декларации о независимости есть претензии к соседним государствам. Хотя в Декларации (о независимости) Азербайджана, на который ссылается конституционный акт о восстановлении независимости этой страны, принятый в 1991 году, также есть претензии к соседним государствам.
Там говорится, что территория Азербайджана — это восточное и южное Закавказье, никаких границ там не отмечено. И если следовать такой логике, возникает вопрос о том, что у Азербайджана есть претензии не только к Армении, но и к Грузии.

Поэтому этот рычаг давления Азербайджаном все время используется. Если вдруг конституционные изменения будут приняты, это не означает, что новых требований Баку выдвигать не будет. Я уже сказал, что они пытаются создать огромное количество повесток для того, чтобы заполонить ими процесс армяно-азербайджанских отношений, причем не только армяно-азербайджанских, но и в целом в каком-то смысле южно-кавказских.
И эта повестка проецируется также и на отношение, например, России к Армении и наоборот - Армении к России. То есть азербайджанская инициатива довольно-таки распространена, но вместе с этим она примитивна. Противодействовать ей можно легко, но для этого необходимы определенные действия.

Что касается мирного договора, нужно отметить, что если он будет подписан в нынешнем виде, это будет документом скорее для внешнего мира, чем для урегулирования отношений между сторонами конфликта. Никаких конфликтов мирный договор решать не будет. Он будет документом, с помощью которого станут оправдывать агрессию против Армении и т. д. Но какого-либо практического значения этого договор иметь не будет.

Для России или Соединенных Штатов будет создана благоприятная «картинка», где отношения Армении и Азербайджана наконец-то налаживаются, хотя под этим не будет реального содержания в политическом смысле. Откроется, например, армянское посольство в Баку, азербайджанское посольство в Ереване. Но на сам конфликт этот процесс какого-либо влияния иметь не будет, потому что в Азербайджане продолжает существовать тот же режим с тем же содержанием.

- С одной стороны говорится о прогрессе в переговорах, с другой - мы видим, что в последние дни минобороны Азербайджана вновь активно распространяет дезинформацию о якобы обстрелах с армянской стороны. С чем это связано и может ли это свидетельствовать о подготовке со стороны Баку новой крупной эскалации?

- Сообщение о якобы обстрелах с армянской стороны имеет несколько направлений. Самое главное — отмечается, что основная часть инцидентов происходит на границе с Нахиджеваном. Тем самым Азербайджан показывает, что есть ещё один фронт противостояния. С карабахским направлением они, можно сказать, решили вопрос, и возникает «нахиджеванский фронт».

Также не случайно, что Азербайджан актуализирует нахиджеванское направление. Это дает руководству этой страны возможность в дальнейшем поднять вопрос прав граждан Нахиджеванской автономной республики - якобы Армения держит их в блокаде, которая длится более 30 лет, и т. д.

То есть, опять же, аспект блокады Армении со стороны Турции и Азербайджана будет направлен против армянской стороны. Это как бы первые шаги. Но, исходя из этого, Азербайджан будет проводить политику, указывая на нарушения прав граждан, которые живут в Нахиджеване, и требуя, чтобы власти Армении открыли прямую связь с анклавом. А это означает уже вопрос коридора. И здесь проблема уже больше не коммуникаций, а прав.

Таким образом Баку продолжит манипулировать вопросами права, коммуникаций, территорий и историко-культурного наследия, и с помощью этих манипуляций прокладывать путь для новой эскалации в регионе. Здесь уже большой вопрос, какая позиция будет на тот момент у Ирана, России, Турции, Соединенных Штатов, Европейского Союза. Скажем так: новый этап противостояния может начаться в стратегически худших для Армении условиях.