Первое воскресенье сентября – день, когда свой профессиональный праздник отмечают работники нефтяной, газовой и топливной промышленности. Нефть и газ – это не только ключевые виды сырья. Это свет и тепло в домах и топливо в автомобилях.
По традиции мы подготовили аналитический обзор, посвященный труду специалистов отрасли.
Критический импорт
После введения санкционных ограничений нефтегазовая отрасль стала одной из самых закрытых в белорусской экономике, поэтому из-за дефицита информации мы будем руководствоваться последними доступными сведениями и редкими новостями. Так, в 2022 г. объем собственной добычи топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на территории Беларуси составил лишь 17% от объема валового потребления за данный период (6,3 млн т у.т. из необходимых 37 млн т у.т.).
Безусловно, с тех пор произошли значимые изменения как в части потребления, так и обеспечения страны топливно-энергетическими ресурсами. Так, в Беларуси ежегодно за счет потребления местных топливно-энергетических ресурсов замещается около 2,8 млрд кубометров природного газа. При этом в структуре потребления местных ТЭР основной объем занимают дрова (36,3%), отходы деревообработки (20,2%), щепа (16,7%) и пеллеты (0,4%). Дает экономический эффект с точки зрения сокращения потребности республики в природном газе и работа атомной станции. С момента включения в объединенную энергосистему первого энергоблока (3 ноября 2020 г.) БелАЭС выработала более 34 млрд кВтч электроэнергии, что позволило заместить свыше 9 млрд кубометров природного газа.
Несмотря на все эти значительные достижения Беларуси на пути к своей топливно-энергетической независимости большую часть ТЭР по-прежнему приходится покупать за пределами страны: главным образом, импортировать из России. 90–95% ТЭР, которые покупает РБ в РФ, приходится на нефть и природный газ.
Это говорит о том, что Беларусь не может обеспечить себя данными видами топлива за счет ресурсов, добываемых на территории самой страны, из-за чего эти позиции приобретают важнейшее, можно даже сказать критическое значение для белорусской экономики. Поэтому решение «нефтегазового» вопроса является практически главной задачей белорусской дипломатии в следующей пятилетке. Как мы отмечали ранее, формирование объединенного рынка электроэнергии по сути открывает возможности для более активного продвижения переговоров по вопросам льготных условий поставки энергоносителей. Однако российская сторона не спешит идти на уступки.
Сложная нефть
Напомним, что в марте 2024 г. во время совещания Александр Лукашенко поставил задачу увеличить эффективность поиска новых месторождений и объем добычи нефти на территории Беларуси. Глава государства обратил внимание на недостаточный объем добычи нефти, сравнив текущий объем добычи (2 млн т) с объемом, добываемым в советское время (8 млн т).
Тогда генеральный директор ГПО «Белоруснефть» объяснил низкие темпы роста добычи особенностями белорусских месторождений «черного золота». Дело в том, что практически вся разведанная в Беларуси нефть является трудноизвлекаемой, а эксплуатируемые месторождения находятся в поздней стадии разработки, что требует особого подхода к проводимым работам и их эксплуатации. Данные условия являются естественным ограничением, препятствующим экстенсивному увеличению объемов добычи.
Вместе с тем необходимо отметить, что, следуя полученным указаниям, ГПО «Белоруснефть» заметно интенсифицировала геологоразведочные работы. Только в 2022 г. разведанные запасы нефти увеличились на 2,15 млн т, что на 390 тыс. т больше, чем в 2021 г. Всего же в Беларуси выявлено 94 месторождения нефти, а ее промышленные запасы оцениваются в 44,7 млн т, что способно обеспечить добычу данного ресурса на 25 лет при условии ежегодного объема добычи в размере 1,8 млн т. В планах у ГПО «Белоруснефть» в 2025 г. выйти на объем добычи нефти 2 млн т.
Сколько человек работает в отрасли
Посчитать количество работников нефтяной, газовой и топливной промышленности – непростая задача. Это связано с тем, что отрасль работает на стыке двух видов экономической деятельности – горнодобывающей промышленности и производства кокса и продуктов нефтепереработки. Кроме того, данные по занятости для этих видов деятельности не раскрываются. На конец 2020 г. по направлению «добыча нефти и природного газа» работало 9,5 тыс. человек, по направлению «производство кокса и продуктов нефтепереработки» – 18,6 тыс. В интервью БелТА генеральный директор ГПО «Белоруснефть» Александр Ляхов назвал численность работников компании – 27 тыс. человек, включая тех, кто трудится за пределами страны. Если принять численность работников предприятия равной количеству работников в отрасли в целом, то можно сказать, что за последние годы их количество сократилось на 10%.
Средние зарплаты по виду деятельности «производство кокса и продуктов нефтепереработки» по итогам 7 месяцев текущего года сложились в размере 3300,1 руб., что на 51,7% больше среднего значения по стране и на 39,5% больше, чем в промышленности. Правда, их рост (+6% к январю-июлю 2023 г.) ниже, чем рост средних зарплат в реальном выражении (+13,3% за тот же период). В целом можно сказать, что зарплаты в отрасли удерживают одни из самых высоких значений в белорусской экономике.
Следует понимать, что сегодня «Белоруснефть» – единственная в стране государственная вертикально-интегрированная нефтяная компания с полным циклом операций с углеводородами – от добычи нефти до реализации нефтепродуктов конечному потребителю через сеть АЗС дочерних предприятий. И компания – это не только добыча энергоресурсов и их последующая переработка. Это еще и производство электроэнергии, оказание нефтесервисных услуг, торговля нефтепродуктами. «Белоруснефть» также объединяет науку и инжиниринг, сельскохозяйственный блок, которые довольно успешно функционируют под одной крыше» несмотря на введенные санкции.
И сегодня наш черед поблагодарить представителей отрасли за их каждодневный труд.
Читайте также:
21 июля белорусские металлурги отмечают профессиональный праздник
11 августа в Беларуси отмечается День строителя
9 июня – День работников легкой промышленности: непраздничная статистика