Когда-то в пору бунтарского отрочества автор этих строк в запале спора признался учительнице русского языка и литературы, что ему нравится Иван Карамазов. На что она ответила: «Осторожнее, он с бесом общался». Сейчас прочитал книгу, в которой герой не только общается с инфернальными силами, но буквально живет под их неусыпным надзором. Гордыня Фауста кажется порой безразмерной, и нет ничего удивительного, что этот образ стал архетипом западного сознания вообще (читайте «Закат Европы» Шпенглера). Обычно пишется о высотах духа, на которые забрался Фауст, о его вдохновенном творческом порыве, о научном дерзании, именно этим, видимо, объясняется интерес к нему ученого-естественника Николая Холодковского, чей перевод трагедии Гете так распространен (и заслуженно, надо отметить). Для ученых всего мира, прежде всего ученых-атеистов Фауст – это идеал в профессии, хотя он – и алхимик, и маг, и с духами общается. Дело даже не в том, что экспериментальная наука во многом берет свое начало в магии и алхимии, это ни в коей мере не богомерзкое занятие, если ученый ставит свой ум на службу Богу. Когда же он обожествляет свои способности и таланты, общение с миром падших духов неизбежно.
Задуманное как трагедия для чтения произведение Гете вмещает в себя много разных сюжетов: любовная линия Фауста и Маргариты (первая часть текста сильно повлияла на последний роман Булгакова), линия отношений Фауста и Елены Троянской, шабаш ведьм, рождение Вагнером Гомункулуса и многое другое. Из-за концептуальной перегруженности книгу порой тяжело читать (трудно все запомнить и увязать в единое целое). Тем более искусственным выглядит эпилог, в котором ангелы спасают душу умершего Фауста от вечной погибели: человек всю жизнь прообщавшийся с духами тьмы и вкусивший ада на земле, вряд ли может быть спасен, что называется, «по мановению волшебной палочки». Однако, мне представляется, что главная мысль текста Гете касается того, куда заводит человека нетерпение сердца, нежелание ждать. Ведь поразмыслим: Адама и Еву в райском саду сгубило именно нетерпение, нежелание подождать, не вкушая плода от запретного древа (это была заповедь поста, который учит человека, в том числе и тому, чтобы научиться ждать).
Нетерпение – тайная пружина всех человеческих страстей, но особенно она заметна на примере чревоугодия и блуда, нетерпение хаотизирует человеческую жизнь, внося в нее спешку и суету. Фауст жаждет знания, и это похвально, и Соломон хотел мудрости, однако, он ищет ответы на вечные вопросы не в Боге как в Бесконечном Источнике всякого знания, а в сомнительном гнозисе, мотивирующем его заниматься алхимией и магией. Ведь гордыня – тоже нетерпение, но уже ума, а не сердца. Человек будто говорит себе: «Вот сейчас я узнаю все и навсегда». Нетерпение подгоняет его, действует как мотор, лишая рассудительности. Мефистофель, показанный Гете как пошляк и трикстер (именно такой образ дьявола выберет Достоевский для своего последнего романа), постоянно вносит смуту в жизнь и дела Фауста, он постоянно раздувает его гордыню, как пламя, пожирающее душу. Бесы, эти духи скорости, вечно хаотизируют человеческую жизнь и человеческое же мышление, внося в них спешку и суету, они мешают людям просто сесть, отдохнуть и, помолившись, подумать над важными вещами.
Фауст – это архетип ненасытного ума, вечной жажды утоления непомерной гордыни, это во многом ответ на вопрос, почему большинство ученых – неверующие люди. Богу в их научном азарте просто нет места. Схожим образом и один из героев книги ученый Вагнер, выводя Гомункулуса, понимает, что посягает на тайну происхождения человека. Он забывает есть, мыться, выходить на улицу, его сжирает жажда познания. Книга Гете – об ослеплении знанием, полученным не через Богом установленные пути, а окольными дорогами, приводящими к тесному общению с падшими духами.
«Будете как боги, знающие добро и зло» - искушает змей прародителей. В чем отличие этой сентенции от слов святого: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом»? Это серьезный теологический вопрос. Разница в том, что Бог хочет осветить человека Своей благодатью, сделать его подобным Себе через причастность Своему Естеству. Это путь обожения, долгий и трудный. Дьявол же предлагает прямо сейчас, не ждать и пойти путем самообожения, в своем эго найти источник знания и псевдовеличия. Именно этим вторым путем идет Фауст, Гете пишет свою книгу так, что размышления Фауста и Мефистофеля чем дальше по тексту, тем больше становятся неразличимыми. Человек становится на этом пути подобным бесам. Не надо искать истину в ее искажениях, но попытаться обуздать нетерпение своего сердца и пойти путем правды, прискорбным и трудным, но единственно приносящим правильные плоды.