Готический роман молодого автора взахлеб читают поклонники этого сумеречного жанра. Отправились две девочки из Москвы в карельскую глушь морошки поесть. Знакомая история, когда бредут-бредут Гензель и Гретель, Аленушка с Иванушкой, а навстречу заблудшим – злые ведьмы, гномы и прочая фольклорная нечисть. Хорошо в лесу!
Но подружкам пока никто не попался на нехоженных тропах, поэтому бродить по чаще им становится все скучнее и скучнее…Читатель, кстати, тоже уже может заскучать – бродилки затягиваются, а экшена в виде лешака или серийного убийцы не появляется.
«Я пыталась заточить ножницами конец длинной сосновой палки, чтобы получился кол.
– На медведя пойдем?- прокомментировала Лика.
Сама она пробовала выбить искру, чиркая ключом от машины по камню, но это было так же бессмысленно, как мои эксперименты с осколком бутылки.
– Надо уметь огонь разводить без спичек, видимо, – говорила Лика. – Может, камень какой-то специальный нужен. Знала бы, не прогуливала уроки туризма в школе.
– А у вас были уроки туризма?
– Ага.
– А чему вы на них учились??
– А я не знаю, я прогуливала, у меня тогда первый парень появился. Такой урод он был. Рассказывала тебе про него? Короче, Леха…».
А пока девушки плутают без воды и еды, в романе начинается параллельная линия повествования – в захолустную деревеньку откуда-то приезжает и основательно заселяется целое семейство. Местные каким-то первобытным чутьем определяют нечистый дух, отличия от собственного, устоявшегося уклада. Хотя семья с виду приличная…
«- Не уходила она в лес, – говорил отец Кира высоким, почти срывающимся на крик голосом. – Она одна в лес не ходила. Она боялась заблудиться, не пошла бы она туда одна. Она зашла в дом к этим людям, которые непонятно кто вообще такие и откуда взялись, которые дом чужой захватили, я поспорить готов, что они его не покупали, просто выломали замок».
По соседству с деревней есть еще одна, но больше в ней никто не живет – пожар уничтожил. При невнятных обстоятельствах, с жертвами, отзвуки этой трагедии еще доносятся в виде каких-то совсем уж средневековых преданий местных. И каким-то образом связывает двух пропащих москвичек, канувшую в лесу старушку и семейство, где, оказывается, мальчик не ходит в школу, а вместо собаки дом сторожит все-таки волк.
«Мы пришли за Ликой в участок вчетвером – я, Саша, Марта и ее паренек в обносках. Я предлагала отпустить ее по-хорошему, они отказались. Мы начали стрелять. Полицейский прицелился в меня, паренек в обносках, не раздумывая, убил его выстрелом в лицо. Из Тверской области мы бежали вместе и вернулись в наш лес. Мы не могли без него, а он не мог без нас».
Без лешаков и кикимор происходит некая трансформация личностей, которые случайно свернули с протоптанной дорожки и попытались найти иной путь. Кого-то потеряли, а кого-то приобрели. Сбились в стаю, забыли навыки и повадки столичных жителей. Лес помог, не иначе.
Дебютный роман Тюльбашевой «случился» после походов по Карелии. Заповедные леса этой северной территории до сих пор считаются мистическими и труднопроходимыми. Конечно, есть в романе уже готовые жанровые клише, иногда герои неубедительны в своих поступках и диалоги затянуты. Да и в описании местных жителей сквозит некий снобизм, хотя, да, узнаваемы такие типы, узнаваемы. Но от Светланы уже с нетерпением ждут новую книгу, роман «выстрелил» удачно.
Кому читать: тем, кто любит гулять в незнакомой местности; тем, кто лезет в «монастырь со своим уставом»; тем, кто четко знает, как и кому нужно жить на белом свете.