Наблюдая за играми детей, она не столько умилялась, сколько делала для себя выводы, каков каждый из чад по своему нраву. Мария Терезия видела, что сыну Иосифу нужна твёрдая рука, которая будет его уверенно вести по жизни, а малышка Мария-Антуанетта является особой крайне легкомысленной.
Императрица умела совмещать личную жизнь и работу, причём делала это виртуозно. Даже в собственных детях она старалась видеть прежде всего не любимых отпрысков, но людей, которые могут послужить на благо Священной Римской империи. Ни в одном ребёнке Мария Терезия не ошиблась.
Но даже столь дальновидная правительница не могла предвидеть страшной гибели своей дочери. Какой была мать-императрица? И почему её ошибки привели к печальному исходу в жизни королевы Франции?
Женщина с «мужским» характером
Представительница могущественного рода Габсбургов, дочь Карла VI, Мария Терезия была воплощением того нечастого сочетания, когда красота и ум гармонично соединяются в одном человеке. Помимо очаровательной внешности, она имела блестящие познания в разных областях наук и сферах деятельности.
Она получила «мужское» образование, и уже в раннем возрасте её совершенно заслуженно хвалили наставники. Надо признать, что Мария Терезия и сама понимала, какими достоинствами обладает. Именно поэтому после замужества (её супругом стал Франц Лотарингский) она всерьёз взялась за политические дела в стране.
Женщина мудрая и решительная, она понимала, что один человек не в состоянии справиться со всеми накопившимися проблемами, а также провести требуемые реформы. Именно поэтому, став правительницей, Мария Терезия умело выбирала опытных соратников из круга доверенных лиц, которым поручала определённые задания. Она была превосходным организатором.
Развлечения оставим на потом
Очень ярко будущую императрицу охарактеризовал случай, произошедший в детстве. Один из преподавателей предложил девочке выбрать, чем она будет заниматься – читать книги, в которых имелись темы для завтрашнего занятия, или же посетит концерт, который дают придворные музыканты?
Учитель задал действительно каверзный вопрос – Мария Терезия обожала искусство, однако уже тогда твёрдо заявила, что дела куда важнее приобщения к прекрасному. В дальнейшем женщина руководствовалась теми же принципами. Вступив на престол, она решила, что не нужно допускать лишних трат. Придворный оркестр был уменьшен, а жалование музыкантов заметно снизилось. Как это было непохоже на то, что делала дочь императрицы!
Императрица и мать
Австрийскую правительницу можно было по праву назвать матерью-героиней. У неё родилось шестнадцать (!) детей. Несмотря на высокую смертность в те времена, десятеро из отпрысков императрицы дожили до взрослого возраста (а это очень неплохие показатели).
На своих детей императрица смотрела в первую очередь как на людей, которые могут принести немалую пользу Австрии. Но если браки сыновей она сумела устроить крайне удачно, то с замужеством дочерей оказалось куда сложнее.
Поистине грандиозным брачным союзом стало заключение брака между дочерью правительницы Марией-Антуанеттой и французским дофином Людовиком. Правда, самой маменьке пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить наследника престола Франции жениться на её дочери.
Ошибки матери
К тому моменту Мария Терезия и сама понимала, что кое-что явно упустила в воспитании дочери. Мария-Антуанетта имела не слишком хорошее образование, плохо владела французским языком, а большую часть времени предпочитала не учиться, а развлекаться. Устранить недочёты требовалось в кратчайшие сроки, и императрица допустила новую ошибку.
Начав «муштровать» юную эрцгерцогиню, мать едва ли могла представить, как тягостен был Марии-Антуанетте этот жёсткий контроль. Даже после отъезда дочери во Францию Мария Терезия требовала от австрийского посланника сообщать обо всём, что происходит при дворе. О каждом шаге молодой супруги Людовика доносили императрице. Разумеется, дочери такая опека очень не нравилась.
Желание матери знать всё о жизни Марии-Антуанетты привело к тому, что вскоре при французском дворе стали поговаривать, будто дофина – австрийская шпионка, которая обо всём докладывает своей родительнице. Конечно, это было не так, однако французы так и не приняли Антуанетту, считая её чужой в своей стране.
Мария Терезия неспроста опасалась за судьбу дочери, которой в молодом возрасте суждено было стать французской королевой. Императрица писала, что у Марии-Антуанетты «никогда не будет серьёзных устремлений», и была совершенно права. Легкомысленная женщина пыталась вырваться из-под контроля матери, а также из «золотой клетки», в которой оказалась.
Череда развлечений, веселье и отсутствие всяческих переживаний о завтрашнем дне привели к трагической развязке. Мария-Антуанетта была казнена во время Великой французской революции. К счастью, мать её об этом знать не могла, поскольку уже пребывала в «лучшем из миров».
В Премиум-подписке от WOH разбираем сегодняшнее время через историю, подписывайтесь прямо сейчас.