Легендарный режиссер и фотограф Лени Рифеншталь была непосредственным свидетелем кровавых преступлений Третьего рейха, о которых, по ее словам, якобы ничего не знала, а на самом деле даже сама могла способствовать одному из них. Об этом говорится в фильме «Рифеншталь», премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале в конце августа.
Сценарист и режиссер Андрес Вейль снял первый документальный фильм о Рифеншталь, съемки которого велись в ее поместье. В картине утверждается, что Рифеншталь была свидетельницей одного из первых массовых убийств польских евреев, когда недолгое время работала военным репортером.
Рифеншталь последовала за Адольфом Гитлером в Польшу в начале Второй мировой войны, в сентябре 1939 года, и стала свидетельницей зверств, происходивших в Коньске — городе на юго-центральном побережье Польши.
Письмо 1952 года, найденное в ее имении, намекает на то, что Рифеншталь, возможно, даже косвенно ответственна за эти смерти. В нем говорится, что перед съемками сцены на рыночной площади Коньска режиссер настоятельно просила «убрать оттуда евреев». В устах младшего капрала, который передал эту просьбу своему командованию, она прозвучала как «Избавьтесь от евреев!». «Под влиянием этого замечания… некоторые польские евреи попытались бежать, и раздались выстрелы», — написано в письме.
Вейль говорит: «Если это утверждение верно, то заданное Рифеншталь направление сыграло свою роль в смерти евреев в Коньске». По его словам, «возникшее у нее чувство вины может объяснить ее яростное отрицание того, что она стала свидетельницей преступления».
Документальный фильм основан на около 30 часах кассетных записей послевоенных телефонных разговоров с представителями общественности, включая бывших нацистов, которые звонили, чтобы предложить Рифеншталь моральную поддержку. Кроме того, Вейль использовал несколько сотен часов домашнего видео, снятого партнером Рифеншталь Хорстом Кеттнером, на которых запечатлена уютная домашняя жизнь на их вилле на берегу озера в Пёккинге, к юго-западу от Мюнхена.
Фильм Вейля рассказывает о том, как на ночном ток-шоу в 1976 году вместе с бывшей участницей рабочего антинацистского движения сопротивления Эльфридой Кречмер Рифеншталь рассказала о шоке, который испытала, только после войны узнав о зверствах, совершенных нацистами, и о том, как ее «раны до сих пор не зажили».
После этой передачи Рифеншталь получила сотни писем в свою поддержку, которые тщательно каталогизировала и потом хранила долгие годы. Из ее собственных телефонных разговоров следует, что она получала деньги за участие в ток-шоу, но при этом была крайне недовольна тем, что от нее требовали признавать вину за зверства нацистов, а ей это очень не нравилось.
В своем фильме Вейль также утверждает, что Рифеншталь пренебрежительно относилась к людям, чье физическое состояние не соответствовало нацистским идеалам силы и красоты, которые она отстаивала в таких фильмах, как «Триумф воли».
Вилли Цильке — знаменитый кинорежиссер, которому Рифеншталь поручила снять пролог к своему фильму «Олимпия» о берлинской Олимпиаде 1936 года, — к концу работы над проектом был помещен в психиатрическое отделение из-за истощения и психоза, а в 1937 году подвергся принудительной стерилизации. Хотя Рифеншталь знала о его тяжелом положении, она, по словам Вейля, ничего не сделала, чтобы ему помочь.
Вейль и продюсер фильма Сандра Майшбергер призывают переосмыслить взгляд на Рифеншталь как на великую художницу, которая воспользовалась благосклонностью Гитлера для развития своей карьеры и киноискусства.