Найти тему
AutoHS - история автомобилей

Pontiac Fiero: безнадежная конструкция с великолепным дизайном

Во все времена центральное расположение двигателя считалось уделом дорогих спортивных машин. Действительно, среднемоторная компоновка наилучшим образом влияла на управляемость и устойчивость автомобиля, при этом значительным образом увеличивала его стоимость. В конце 1970-х инициативная группа инженеров Понтиак решила разрушить итальянскую монополию на средний мотор и создать простой и дешевый «народный» спорткар с эффектным названием Fiero. Увы, инициатива окончилась полным провалом и принесла корпорации GM большие репутационные и финансовые издержки.

Инициатором первого среднемоторного проекта GM стал бывший гонщик, действующий инженер Pontiac - Роберт Дорн. Он предложил создать легкую и простую среднемоторную машину с пластиковым кузовом, всеми независимыми подвесками и мощным 6-цилиндровым мотором. Прикинув стоимость разработки такого шасси, в применении оригинальной платформы Дорну решительно отказали и предложили использовать компоненты от уже выпускающихся машин. Получив на весь проект всего 410 млн долларов, большая часть из которых предназначалась на модернизацию производства, в 1978 году команда под управлением Дорна приступила к созданию перспективной машины.

Шасси Pontiac Fiero представляло собой сборную солянку из серийных компонентов GM
Шасси Pontiac Fiero представляло собой сборную солянку из серийных компонентов GM

Среднемоторное шасси инженеры получили путем разворота на 180 градусов платформы от переднеприводного Chevrolet Citation. Его заднюю балку (теперь уже переднюю) заменили на переднюю подвеску от Chevrolet Chevette, получив тем самым новое центральномоторное шасси со всеми независимыми подвесками типа МакФерсон. Для него предусмотрели старый, но уже не добрый 2,5-литровый 4-цилиндровый двигатель Iron Duke мощностью 93 л.с. Это был длинноходный, низкооборотистый и очень прожорливый мотор «больной» эпохи 1970-х и для скоростного купе явно не годился. Зато он был максимально простым и дешевым в производстве, что, собственно, и стало решающим фактором в его пользу. В пару к мотору определили довольно современную 3-ступенчатую автоматическую коробку Turbo-Hydramatic 125, что несколько повысило эффективность силовой связки.

На чем не стали экономить, так это на кузове. Он состоял из прочного пространственного каркаса, обшитого съемными пластиковыми панелями. Их было легко заменить на неоригинальные и преобразить внешность автомобиля до неузнаваемости. Благодаря этой особенности, Pontiac Fiero впоследствии стал едва ли не самой популярной платформой для постройки репликаров.

Интерьер машины был оформлен в классическом для машин 80-х квадратном стиле и даже имел некоторые спортивные нотки
Интерьер машины был оформлен в классическом для машин 80-х квадратном стиле и даже имел некоторые спортивные нотки

Из-за проблем с финансированием, серийное производство Понтиак Фиеро удалось развернуть лишь в 1983 году. Поначалу на новую машину рынок отреагировал весьма позитивно. Еще бы! Всего за 8 тыс. долларов покупателям предлагалась среднемоторная машина с эффектными внешними формами и всеми независимыми подвесками. Уже в первый год удалось реализовать 137 тыс. автомобилей - намного больше, чем ожидалось.

Однако довольно быстро выяснилось, что Понтиак Фиеро не только не соответствует виду спортивного автомобиля, но и просто смертельно опасен! Из-за плохо просчитанной, собранной из разных частей подвески, автомобиль был склонен к опрокидыванию. В GM отрицали проблему и списывали аварии на низкую квалификацию водителей, впервые севших за руль среднемоторной машины, но после того, как Fiero перевернул их собственный испытатель, проблему признали и внесли изменения в заднюю подвеску. Кроме того было зафиксировано как минимум 112 случаев самовозгорания автомобиля, вызванное утечкой масла на выпускной коллектор.

В 1985 году автомобиль незначительно обновили
В 1985 году автомобиль незначительно обновили

В общем, к середине 1980-х репутация Pontiac Fiero скатилась ниже плинтуса, а продажи рухнули до 76 тыс. автомобилей в год. В GM попытались оживить спрос и оснастили машину новым, более производительным двигателем V6 на 140 л.с. Вдобавок слегка освежили внешность, а в спортивной модификации Fiero WS6 установили более жесткие спортивного типа подвески.

Окончательно первый американский среднемоторный автомобиль похоронил его собрат из Японии под названием Toyota MR2. Японская машина оказалась лучше буквально во всем. Она весила на 90 кг легче и была на 20 л.с. мощнее, а разгон до 96 км/ч у нее составлял всего 7,7 сек., против 10,5 сек. у Fiero.

Все последующие годы продажи Понтиака постепенно снижались, после чего в 1988 году автомобиль сняли с производства. Всего было изготовлено 370 тыс. машин.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов

Читайте также: