Найти тему
Чайный Дом Сугревъ

Самовар на кухне: разговоры по хозяйству и не только

Продолжаем изучать жанровые картины отечественных дореволюционных художников, связанные с чаепитием.

В собрании Государственной Третьяковской галереи хранится картина «Кухарка» кисти Николая Ефимовича Рачкова (1825-1895). «Поклон тебе, правая рука, усердная помощница всякой доброй хозяйки! Привет тебе, блюстительница домашнего благочиния, то есть порядка и чистоты, повелительница очага со всеми его принадлежностями, звезда и жемчужина экономии, надежда обеда, радость неприхотливого желудка, подпора и питательница бренного тела!.. Не смущайся этой речью, слабой данью твоим заслугам, не красней, не закрывайся фартуком...». Так писал Иван Тимофеевич Кокорев в очерке о московских кухарках конца 1840-х годов. Героиня же картины изображена в минуты краткого (нет времени и места даже присесть, а в углу громоздятся мешки с припасами) отдыха у самовара. Кухарка раскраснелась: то ли от жара в кухне, то ли от горячего чая, который она пьет из блюдечка и, судя по кусочку сахара на столе, вприкуску. Интересны «чайные мотивы» в судьбе художника. Николай Ефимович Рачков родился в Нижнем Новгороде, знаменитом всероссийским чайным торгом. В 1860 году художник перебирается в город, где чай называют «пятой стихией» – в Москву. Здесь он знакомится с семьей чаеторговцев и меценатов Боткиных. Боткины отправляли художника в заграничные поездки – совершенствовать мастерство; приглашали гостить в имение, расположенное рядом с принадлежавшим им Таволжанским сахарным заводом (современный Шебекинский район Белгородской области).

Николай Ефимович Рачков, «Кухарка», 1870-е годы. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Николай Ефимович Рачков, «Кухарка», 1870-е годы. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

В наших рассказах о жанровой живописи часто фигурировали картины «с чаем» уроженца «самоварной» Тулы Андрея Андреевича Попова (1832-1896): «В трактире», «Склад чая на Нижегородской ярмарке», «Балаганы в Туле на святой неделе», «Радостное письмо». На этот раз представляем полотно «Утро на кухне. Кухарка». Подписью к нему может послужить цитата из очерка Кокорева о кухарках. «...Ты и лакей, и горничная, и прачка, и кухарка. Еще куры не вставали, а ты уж будь на ногах, принеси дров, воды, на рынок надобно идти, а придешь с рынку – сапоги барину вычистишь, одежду пересмотришь, умыться подашь; а тут самовар наставляй, а тут печку пора топить, в лавочку раз десять сбегай, комнаты прибери; в иной день стирка, глаженье; тут на стол велят накрывать, беги опять в лавочку – то, се, пятое: до обеда-то так тебя умает...». Самовару на картине только еще предстоит стать центром утреннего чая для семьи, где работает кухарка.

Андрей Андреевич Попов, «Утро на кухне. Кухарка», предположительно 1860-е годы. Из собрания Архангельского музея изобразительных искусств
Андрей Андреевич Попов, «Утро на кухне. Кухарка», предположительно 1860-е годы. Из собрания Архангельского музея изобразительных искусств

Еще один любимый нашим проектом жанрист Константин Егорович Маковский (1839-1915) в 1868 году написал картину «Разговоры по хозяйству». Пожилая барыня, сидящая за чайной трапезой, чем-то озадачивает немолодую же прислугу – судя по небогатому интерьеру, выполняющей обязанности и горничной, и кухарки. Дверь на кухню открыта, виден кипящий самовар: предназначается ли он для продолжения хозяйского чая или же кухарка решила почаевничать сама, прежде чем ее вызвали на разговор по хозяйству? И возможно, разговор идет в таком ключе (снова цитируем Кокорева): «Ведь на кухарке лежит весь порядок дома; она незаметный, но крепкий столб, поддерживающий его благосостояние. Она виновата, зачем вздорожала говядина, а сливки оказались кислыми, зачем лавочник дал мало угольев или обчел на одну копейку; с нее спрашивается, почему горшок прожил не два века, или как смела шаловливая кошка сделать неосторожный прыжок и разбить фаянсовую тарелку; ее требуют к ответу, отчего суп пересолен, а жаркое не дошло; на нее гневаются, что печь изводит много дров, а в комнатах сыро и холодно». С теплым юмором Маковский изобразил и кота – кажется, вечного спутника всех кухарок. Снова Кокорев: «А тут Васька, мяуча и мурлыкая, ластится около ног, просит обычной своей подачки. Нельзя не дать и Ваське: брошен ему добрый кусок; съел, просит еще. На и еще. Не сыт Васька, не отходит от стола, а говядины убавилось чуть ли не на осьмушку фунта. Не дать жаль – кот-то славный такой, а дать… «Ну вот тебе еще кусок, кстати жила попалась, да уж больше и не проси!» Опять – мяу! мяу! «Ах, ты, обжора этакая!» И любимец получает справедливый толчок, после которого отправляется философствовать на окно».

Константин Егорович Маковский, «Разговоры по хозяйству», 1868 год. Частное собрание
Константин Егорович Маковский, «Разговоры по хозяйству», 1868 год. Частное собрание

А много лет спустя, уже в начале XX века, Константин Егорович Маковский создал сюжет про совсем другие разговоры кухарки – дружеские. Он изобразил, как в гости к кухарке зашли-заехали ее родные или знакомые, возможно, с малой деревенской родины, и она радушно потчует их чаем. В конце 1840-х годов Кокорев от имени кухарки писал о «чайном» критерии доброты нанимателей: «Чай идет всегда отсыпной, не спивки, пью сколько душе угодно; пришел кто в гости – запрету нет, станови самовар, барыня и чаю пожалует». У Маковского же кухарка выглядит «сама себе госпожой», способной и чай себе купить, и угощение к нему.

Константин Егорович Маковский, «Кухаркины гости», 1913 год. Из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь
Константин Егорович Маковский, «Кухаркины гости», 1913 год. Из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь

Младший же брат Константина Егоровича – Владимир Егорович Маковский (1846-1920) написал картину «Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик». Она существует в двух чуть отличных друг от друга вариантах, хранящихся в собраниях Государственного Русского музея и Национального художественного музея Республики Беларусь. Повар-хозяин чаепития – практик, а его гость, скромный служащий – теоретик. Искусствоведы считают: автор с юмором назвал практика не материалистом, а идеалистом, теоретика же – не идеалистом, а материалистом.

Владимир Егорович Маковский, «Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик», 1900 год. Вариант из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь
Владимир Егорович Маковский, «Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик», 1900 год. Вариант из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь

Владимир Егорович Маковский, «Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик», 1900 год. Вариант из собрания Государственного Русского музея
Владимир Егорович Маковский, «Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик», 1900 год. Вариант из собрания Государственного Русского музея

Про художника Василия Григорьевича Малышева (1843-после 1875) известно мало. Учился он сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Картину «Кухня» Малышев написал в 1872 году. Принарядившаяся молодая хозяйка кухни принимает такого же молодого и нарядного гостя. Чай и сахар уже отставлены в сторону, возможно, смущенный молодой человек готовится сказать слова симпатии той, что ради него надела яркие сарафан и платок.

Василий Григорьевич Малышев, «Кухня», 1872 год. Из собрания Художественного музея Республики Саха
Василий Григорьевич Малышев, «Кухня», 1872 год. Из собрания Художественного музея Республики Саха

Еда
6,23 млн интересуются