Автор Ольга Кирова
О наследии телеведущего – обозреватель «Абзаца» Ольга Кирова.
Какой мощнейший социальный лифт он запустил. Бывших участников телепередачи Маслякова сегодня можно увидеть в большинстве комедийных сериалов. А некоторые даже выбились в президенты, не к ночи будут упомянуты.
Клуб весёлых и находчивых был невероятно популярным ещё в шестидесятые годы. Тогда он открыл путь на телевидение обычным молодым людям, непрофессионалам.
Принято считать, что советский КВН закрыли по политическим мотивам. Мол, шутили там студенты про партию и смеялись над Марксом.
Нам сейчас трудно о том судить. Но, вероятно, здесь есть преувеличение. Возможно, с развитием технических возможностей на ТВ сформировался слой профессионалов. И им «простая» молодёжь стала не нужна.
Студентов убрали, а Масляков остался вести другие передачи. Формат был уже привычен, конкурсы сводились к простецким навыкам вроде кипячения самовара на скорость. Творческие таланты он тоже искал, в основном песенные. Но дух свободы отошёл на второй план.
На фоне участниц «А ну-ка, девушки!» ведущий франтил, шутил. И постепенно превращался в первого шоумена отечественного телевидения.
Когда наступила перестройка, КВН перезапустили. Но это была уже не просто игра, а громоздкое шоу со знаменитостями в жюри.
Потом причастные к КВН пустились во все тяжкие: засветившиеся у Маслякова шутники стали зарабатывать концертами и частными мероприятиями.
После распада СССР КВН стал настоящей бизнес-империей, а Масляков – самым богатым телеведущим в России. Он зарегистрировал бренд «КВН», по сути, единолично присвоив результат общего труда. Ведь у истоков передачи Масляков не стоял, ведущим её стал не сразу.
Но вдруг оказалось, что КВН якобы и есть Масляков. И теперь он один устанавливал правила игры. Естественно, возник культ личности. Редкий выпуск обходился без реверансов в сторону Маслякова.
Остротой шутки уже не отличались. Участникам стало не до злободневности. Если они и подтрунивали над политиками и чиновниками, то в таком тоне, чтобы заручиться их же поддержкой.
Масляков сделал юмор отлично продающимся товаром. И его птенцы получили колоссальный опыт в этом бизнесе. Они знают, о чём и как шутить, чтобы оставаться в рамках дозволенного, и как подмасливать нужных людей.
Многие успешные кавээнщики стали уходить от Маслякова, создавая конкурирующие проекты. Появились Comedy Club и «Уральские пельмени».
Так телеведущий, он же продюсер, научил целое поколение тому, что юмор – дело слишком серьёзное.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.