Есть профессии, которые способны «не отпускать» человека всю его жизнь – так глубоко проникают в душу. Начинаешь спрашивать: мол, почему вы отдали делу всю жизнь? И чаще всего слышишь в ответ – потому что помогаю людям.
К медицине это относится в полной мере. И запись в трудовой книжке «медсестра» зачастую оказывается чуть ли не единственной. 1
Желание помочь людям
Дончанка Тамара Алексеева работает в детской поликлинике Центральной городской больницы № 1 уже полвека.
– В январе 2024 года исполнилось ровно 50 лет, как я пришла сюда, – рассказала эта немолодая, но очень бодрая женщина. – Работала долго. В течение 27 лет была главной медсестрой больницы, а после выхода на пенсию перевелась в поликлинику на должность простой медицинской сестры.
За долгие годы трудового стажа ей пришлось поработать со всеми врачами-специалистами, подменяя коллег во время отпусков или больничных. Но больше всего времени она провела в качестве медсестры у врача-психиатра. Работа специфическая, требующая отдельных знаний.
– Детки сложные, – отметила Тамара Алексеева. – Да и родители понятно, в каком психологическом состоянии – когда у ребенка такое заболевание, у них часто появляется несогласие, нежелание принять диагноз малыша. Часто родители, узнав страшный «вердикт» ребенка, начинают метаться, едут в Москву, ищут специалиста, который помог бы – но все равно возвращаются сюда, к нам. И тогда мы делаем все, от нас зависящее, чтобы помочь и деткам, и их самым близким людям.
Донской стал родным
Семья Тамары Алексеевой перебралась в Донской в конце 50-х годов XX века. Родилась она в Павлодаре Казахской ССР, а в школу ходила уже в нашем городе.
– Мой отец был шахтером, – рассказала женщина. – После войны он искал возможность переехать из Казахстана в центральные области. Так случилось, что здесь как раз строили шахту, и он завербовался в Донской, который тогда входил в состав Московской области и был райцентром. Обосновались в поселке, позже ставшем микрорайоном Подлесным, там же я заканчивала школу.
После получения аттестата зрелости Тамара поступила в Донское медучилище и оказалась в числе его первых выпускников.
В 1965 году молодая медсестра по распределению попала в Щекино – в психиатрическую больницу для хронических пациентов. Год спустя она вернулась в Донской, ставший ей родным, и еще 8 лет работала на Смородинской медсанчасти – в здравпункте.
– Как раз в конце 1973 – начале 1974 годов наш здравпункт попал под сокращение, – продолжала она свой рассказ. – В те годы профессия врача или медсестры была довольно престижной, вакантных мест не найти. Но главврач попросил, чтобы меня перевели в городскую больницу. И тогда поступило предложение – мол, есть место в детской больнице. Я согласилась, и вот уже 50 лет здесь, хотя после взрослых привыкать к детям было непросто.
Специфика работы с детьми, особенно с маленькими, действительно накладывает отпечаток на медиков. Попробуйте поставить прививку 30-летнему мужчине и 3-летнему ребенку, разницу увидите тут же. Было тяжело – детки плачут, боятся уколов, их жалко, домой приходила уставшей морально и физически – но все-таки привыкла.
Как сказала о себе Тамара Алексеева, слова: «Я хочу и люблю работать», – вполне могли бы стать ее личным девизом. Ей в радость было помогать фтизиатру, хирургу, ортопеду. Да и коллектив подобрался на редкость дружный. Врач-психиатр предложила Тамаре перейти к ней в отделение, последовало согласие, и это определило ее судьбу на все последующие 40 лет.
– Я многому научилась у наших врачей за все годы, – отметила она. – Они были настолько грамотными и внимательными, что даже, сидя на приеме, понимала, что к чему. И все это благодаря их знаниям, которыми врачи делились не скупясь.
Проблемы наших дней
Сравнивая поколения, можно отметить, что проблема «отцов и детей» возникла далеко не вчера. И медики в наше время, особенно имеющие такой большой опыт, какой есть за плечами у Тамары Алексеевой, часто отмечают, что современность сильно отражается на подростках. Их волнуют, радуют или огорчают проблемы, о которых не знали или не задумывались их родители в том же возрасте. Не говоря уже о бабушках и дедушках. На них влияют совсем другие факторы, и врачам приходится это учитывать.
– Сегодняшние подростки легче впадают в депрессию, – призналась медсестра. – Лично я считаю, что это влияние соцсетей. Дети иногда часами «не вылезают» из смартфона, порой может дойти до страшного: они перестают понимать, что делают в реальной жизни. Приходят сюда – вернее, их приводят родители – совершенно отрешенными. Задаешь ему вопрос, а он просто сидит, смотрит и молчит.
Также Тамара Алексеева не без горечи отметила, что если раньше шестилетние детки, проходя медосмотр перед школой, показывали прекрасную ориентацию в окружающем мире, бегло считали от 1 до 10 и обратно, знали времена года, цвета, то нынешние их ровесники частенько запинаются в счете от 1 до 5. Зачастую это происходит оттого, что родители дают ребенку смартфон с игрой или мультиками и занимаются своими делами.
– Начинаешь спрашивать у ребенка – в каком городе ты живешь? А он не знает, – сказала Тамара Алексеева. – Это сейчас большая проблема. С подростками тоже возникают проблемы, когда они из-за неурядиц в семье, школе или личных отношениях впадают в депрессию, а соцсети «подбрасывают» им варианты выхода – понятно какие.
Старшеклассники, показывающие отличную успеваемость, участвующие и побеждающие в различных конкурсах, на прием к психиатру попадают крайне редко. Практически все они – уже сложившиеся личности со своим понятием успеха и планами на будущее. А в кабинет Тамары Алексеевой приходят совсем другие подростки: замкнутые, зависимые от соцсетей, плохо приспособленные к полноценной жизни в обществе. Договориться с ними очень тяжело – и родителям, и медикам.
– Конечно, в отличие от врожденных заболеваний, с подобными состояниями справиться можно, – отметила медсестра. – Мы пробуем достучаться до ребенка, помочь ему преодолеть проблему. Потом они приходят к нам, улыбаются, все у них хорошо. Но бывают и такие, которые просто не хотят возвращаться к жизни. Им нужен очень хороший психолог, а не психиатр.
Обновление поликлиники
В этом году, как ранее говорил исполняющий обязанности главного врача Донской городской больницы № 1 Алексей Иванов, планируется ремонт нескольких зданий и помещений. В их перечень попала и детская поликлиника – та самая, где вот уже не первое десятилетие работает медсестрой Тамара Алексеева.
Человеку в почтенном возрасте – а ей уже 77 лет – тяжело даются перемены. Вот и к грядущему капитальному ремонту детской поликлиники она относится с долей грусти.
– У нас хороший пол, хорошее оборудование, – сказала она. – Раз уж так сложилось, что в плане на этот год ремонт наших помещений, то главное, чтобы после него стало только лучше. Ну, а во время реконструкции нам было где принимать маленьких пациентов.
Напомним, что средства на ремонт донских медучреждений были выделены по программе модернизации первичного звена медицины. Реконструкция предстоит также женской консультации и детской поликлинике микрорайона Центрального, взрослой и детской поликлиникам микрорайона Северо-Задонска. Остается пожелать и медикам, и пациентам терпения, чтобы дождаться окончания всех работ и переезда в обновленные кабинеты.
Дело жизни
Как сказала Тамара Алексеева, сейчас ее профессия не так престижна, как в 70-е годы прошлого столетия. Но она все равно свое дело любит и каждый день приходит в поликлинику с огромным удовольствием.
– Никогда не стеснялась говорить людям, где и кем работаю, – сказала она. – Я простая медсестра и горжусь этим.
Со своим мужем, Николаем Алексеев, она познакомилась в поселке, посещали один клуб.
– Он работал тогда шофером, хороший простой парень, – вспоминала Тамара Алексеева. – Тогда было модно ходить в клуб на танцы, так и узнали друг друга. Начали встречаться и через некоторое время поженились. У нас в 1966 году родился сын Евгений, а 4 года спустя дочь Татьяна.
В юности она мечтала стать врачом. Но когда попала по распределению в психиатрическую клинику, где проходили лечение 99 буйных больных, все решил ее будущий муж, Николай.
– Врачей там не было, только я – медсестра – две санитарки и буфетчица, – призналась Тамара. – Хорошо, в одной палате лечились относительно нормальные мужчины, и только на них можно было положиться, когда у буйных начинался приступ. И как-то ко мне приехал в отпуск из армии Николай. Посмотрел, как приходилось работать, и сказал: идем в ЗАГС. Так он меня оттуда забрал, и мы переехали в Донской. А там дети пошли, не оставалось уже времени на учебу в вузе.
Супруг Тамары ушел из жизни 18 лет назад. Но любимый человек оставил ей богатое наследство – детей. Есть двое внуков и правнук.
Дочь живет в Донском, сын в Новомосковске. Семья постоянно общается, регулярно собираются вместе, чтобы отметить праздники или просто навестить маму и бабушку.
Так или иначе, Тамара считает, что ее жизнь удалась. Любимый муж, дети, коллеги, друзья. Во время отпусков семья ездила к морю, как-то раз отдыхали даже в Болгарии, что по тем временам было очень престижно. Сейчас ее радуют дети, внуки, маленький правнук – и, конечно же, любимое дело.
Елена Спесивцева
Больше материалом и новостей читайте на нашем сайте "Донской газеты".