Поздравляем молодежь с Днем грамотности! Желаем вам увлекательных открытий в мире литературы, постоянного стремления к знаниям и совершенствования своего словесного мастерства!
День грамотности – это праздник, который напоминает о важности получения знаний и постоянного развития как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Впервые этот день был отмечен по инициативе Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, которая состоялась в Тегеране (Иран) в сентябре 1965 года. День был приурочен к дате торжественного открытия этой конференции.
В 2021 году статья Луганского журналиста, лауреата и призера Всероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы» Сергея Кузнецова, посвященная важности чтения в современном мире, вызвала широкий резонанс. Благодаря актуальности и глубине анализа, она была отмечена в Министерстве ЛНР, а так же перепечатана СМИ и распространена в социальных сетях. Руководство Центра медиа-информационной политики считает, что публикация этой статьи в День грамотности станет своевременным напоминанием о ценности языка и чтения. С согласия автора мы с радостью представляем ее вашему вниманию.
Понимая важность образовательного процесса и придавая огромное значение его распространению среди населения, международная общественность в 1966 году учредила Международный день грамотности, который отмечается ежегодно 8 сентября.
Несмотря на достигнутый прогресс, проблемы в области грамотности сохраняются. Международный день грамотности для того и учрежден, чтобы исследовать и выявлять комплексные подходы, способствующие развитию и торжеству грамотности во всех странах мира.
Принято считать, что безграмотность в России была побеждена ещё сто лет назад, в 20-е годы прошлого века. Но, оказывается, неграмотных людей в нашем окружении довольно много. Мало того, уровень их образования таков, что считая себя грамотными, они таковыми не являются.
Мы много говорим о будущем нашей молодежи, о её роли в этом самом будущем, о нашем историческом прошлом и о перспективных планах на будущее. Но при этом обходим стороной, а по сути, замалчиваем очевидный факт: молодой человек, оканчивая школу или иное учебное заведение, вступает в жизнь, мягко говоря, не достигнув должной планки грамотности. Мы не говорим ему об этом, мы стыдимся указать ему на то, что грамотность не является его гражданским правом. Напротив, грамотность – это обязанность каждого взрослого гражданина владеть навыками и умениями чтения и письма в соответствии с нормами родного языка.
Если человек пишет или говорит неправильно, его, возможно и поймут, но впечатление о нем останется крайне неприятным. Мы все делаем ошибки, но ошибка ошибке рознь.
В одном из номеров «Московского комсомольца» содержится официальное заявление доцента кафедры стилистики русского языка МГУ Анастасии Николаевой. Она утверждает, что студенты кафедры журналистики умудряются делать в одном слове по 3-4 ошибки. Дословно сказано: «Набранные с помощью ЕГЭ, студенты журфака МГУ, среди которых есть даже стобальники, продемонстрировали такую безграмотность, что невозможно понять, о чем вообще они пишут. «Нез наю», «генирал» и «через-чюр», – вот такое написание слов встречается в проверочных диктантах будущих писателей и журналистов».
По роду работы, выполняя обработку материалов, поступающих в Центр медиа-информационной политики нашего университета, приходится вносить разнообразные правки, в том числе и грамматического характера, в статьи студентов и отдельных сотрудников университета.
Это свидетельствует о том, что информационный Центр без дела не останется, а его сотрудникам безработица не грозит. Однако, проявление элементарной безграмотности, от кого бы она не исходила, порождает в памяти высказывание знаменитого таможенника Павла Верещагина: «За Державу обидно».
В советское время у школьных учителей была поговорка, которую они применяли к безответственным ученикам: «Кто виноват, Пушкин?» Очевидно, что не Александр Сергеевич Пушкин, а мы – обладатели великого и могучего русского языка которые, к сожалению, иногда пользуемся им бездарно, несем за это ответственность.
Хотя, с иной стороны, грамотность, либо безграмотность человека можно рассматривать и как его личное дело, к примеру: как выбритость лица, наглаженность брюк, начищенность обуви… И все же, педагогам следует стремиться воспитать такого человека в котором, выражаясь по-чеховски, всё должно быть прекрасно: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли», давайте сюда еще добавим: «и грамотность».
«Только читая отечественную классику, можно достойно овладеть русским литературным языком. Иного пути нет...». Невозможно не согласиться с этим утверждением Всеволода Юрьевича Троицкого — советского и российского литературоведа, теоретика школьного образования, доктора филологических наук, профессора.
Но случилось худшее. Молодые люди потеряли интерес к чтению русской классики. Сложный мир человеческих чувств, который веками исследовали классики пера: Пушкин, Достоевский, Толстой, Тургенев, Бунин, Блок … упростился и опошлился, перебрался в оцифрованный мир, где нет места чувствам и эмоциям.
И если кто-то задаст мне очевидный вопрос: «Что делать для поддержания и усиления всеобщей грамотности населения в наши дни?».
Я отвечу:
- Возродить в молодежной среде книжные чтения.
- Каким образом?
- Полагаю, начинать следует с выпуска печатных молодежных газет, в которых, наряду с текущей оперативной информацией, знакомить читателей с биографией классиков пера и приводить небольшие отрывки из их «звездных» произведений.
Силком возвращаю себя к мысли о том, что ученый должен заниматься наукой, писатель – писать, врач – врачевать, а сапоги тачать сапожник. Но при всем этом, ясно осознаю: фундаментальную проблему, связанную с поддержанием грамотности на должном уровне, нам предстоит решать всем миром. Иначе нельзя. Сохранение и развитие грамотности – залог успешного развития общества. Давайте решать эту важную проблему вместе.
Статью подготовил Андрей Кузнецов - сотрудник Центра медиа-информационной политики ЛГУ им. В. Даля