Найти тему
Зарисовки

Уральские казаки. Фото на память

Помните традиционное: «Сейчас вылетит птичка»? Именно так в начале XX века фотографы привлекали внимание позирующего, заставляя замереть его на несколько минут. Эта же фраза звучала и в фотостудиях дореволюционного Уральска. С ростом среди казачества популярности фотографии в городе открылось сразу несколько таких коммерческих фотоателье. Казаки и их семьи охотно фотографировались, дарили фото на память, и постепенно фотокарточка стала неотъемлемой частью гостиной того времени - фотопортреты на подходящей горизонтальной поверхности располагали так, чтобы их было видно из любой точки комнаты. Благодаря мастерам-фотографам тех лет мы можем видеть лица ушедшей эпохи.

Фотографы Уральска

Среди известных фотографов Уральска — Владимир Павлович Ануфриев с ателье под вывеской "Фотография В.П.Ануфриевъ".

Фотомастерская ... Владимира Павловича Ануфриева открылась в 1905 г. на Большой Михайловской улице близ Александро-Невского собора, в доме Дмитрия Захаровича Мизинова, и до начала Первой мировой имела большой успех. Именные паспарту фотограф заказывал на фабриках «И. Гекъ» в г. Москве и «О.М. Кузиной» в г. Саратове (Денис Алехин).

Фотографии тогда изготавливали с помощью альбуминовой печати, дающей характерный оттенок сепии. Затем их наклеивали на картонную основу — паспарту. Оборотная сторона карточки обычно содержала рекламу услуг фотографа — изящно обрамлённое название студии, её адрес или другая дополнительная информация часто занимали всю оборотную сторону картона.

«Кабинетное» фото

Следует упомянуть, что в 1890 - 1914 годы — эпоху ар-нуво (модерн) — особенно популярны были портреты кабинетного формата. Их основа - толстый картон, на котором закреплялись фотографии, - была размером приблизительно 108 на 165 мм. Причем портреты могли быть как горизонтальной, так и вертикальной ориентации.

Портрет в полный рост

Снимок семьи Черновых сделан в фотоателье Ануфриева. Василий Чернов на фотографии изображен со своей женой Наташей. К сожалению, оригинал утрачен, и у нас в распоряжении только скан невысокого качества, где достаточно сложно разглядеть лица портретируемых.

Портрет четы К.В и Н.К. Черновых
Портрет четы К.В и Н.К. Черновых

Надо сказать, что визит к фотографу в те времена был важным событием, и, скорее всего, Черновы фотографировались не просто так, а в честь какой-то особенной даты — возможно, в честь помолвки. Поход к фотографу требовал особой подготовки, включая особую прическу и одежду, и люди по этому случаю надевали свои лучшие наряды. Для помолвки в конце XIX- начале XX века девушкам полагались розовые платья, а молодые люди одевали мундиры.

Давайте рассмотрим костюм Натальи Черновой. Силуэт по моде 1900-х годов: узкие рукава с оборками на плече и юбка формы рупора. Комплект состоит из кружевной блузки и юбки в пол. Сверху одет жакет, украшенный пуговицами и завершающийся полукруглыми нижними краями. Застежка — двойной ряд пуговиц. В руках маленькая сумочка — ридикюль. Завершает образ причёска — модный "валик" с украшением.

-2

Василий Чернов в сапогах и кителе. Брюки заправлены в мягкие сапоги, типичные для уральских казаков. Рука Василия заложена за борт кителя, как было модно в то время.

-3

Заметно, что позы портретируемых слегка напряжены, словно застывшие. Это объяснимо — им нельзя было двигаться свыше десяти секунд, а это нелегкая задача.

Интерьер фотоателье

Свет на чету падает справа. В те времена в фотостудиях использовался естественный свет, который проникал через высокие окна, обычно с северной стороны. Такой тип освещения создаёт мягкие неконтрастные тени. Кроме того, освещение для портрета регулировалось с помощью ширм и экранов.

За спинами пары виден большой пейзаж в раме, служащий фоном. Эту же картину, где изображен берег озера, мы можем видеть и на других портретах из ателье Ануфриева, например, на портрете приказчика 1907 г.

А сменным декорациям в фотоателье — различным барьерам, колоннам и тумбам — можно посвятить отдельную статью, настолько разнообразны они были. Например, вот декоративный барьер из фотоателье Ануфриева - тут и плавные линии, характерные для модерна, и цветы, и сложной формы балясина (на рассматриваемой фотографии балясина увенчана стопкой книг).

Декоративный барьер для фотоателье
Декоративный барьер для фотоателье

Паспарту, или когда фотография сделана?

Пока неизвестна точная дата создания парного портрета. Подсказку может дать паспарту — определить дату фотографии с точностью до пяти лет помогают особенности литографии на картоне, тип паспарту и даже то, прямоугольные или закругленные у паспарту углы. Однако и тут нет стопроцентной точности —для фотографии вполне могли быть использованы паспарту, заказанные заблаговременно и по каким-то причинам не использованные фотографом раньше.

.