Помните традиционное: «Сейчас вылетит птичка»? Именно так в начале XX века фотографы привлекали внимание позирующего, заставляя замереть его на несколько минут. Эта же фраза звучала и в фотостудиях дореволюционного Уральска. С ростом среди казачества популярности фотографии в городе открылось сразу несколько таких коммерческих фотоателье. Казаки и их семьи охотно фотографировались, дарили фото на память, и постепенно фотокарточка стала неотъемлемой частью гостиной того времени - фотопортреты на подходящей горизонтальной поверхности располагали так, чтобы их было видно из любой точки комнаты. Благодаря мастерам-фотографам тех лет мы можем видеть лица ушедшей эпохи.
Фотографы Уральска
Среди известных фотографов Уральска — Владимир Павлович Ануфриев с ателье под вывеской "Фотография В.П.Ануфриевъ".
Фотомастерская ... Владимира Павловича Ануфриева открылась в 1905 г. на Большой Михайловской улице близ Александро-Невского собора, в доме Дмитрия Захаровича Мизинова, и до начала Первой мировой имела большой успех. Именные паспарту фотограф заказывал на фабриках «И. Гекъ» в г. Москве и «О.М. Кузиной» в г. Саратове (Денис Алехин).
Фотографии тогда изготавливали с помощью альбуминовой печати, дающей характерный оттенок сепии. Затем их наклеивали на картонную основу — паспарту. Оборотная сторона карточки обычно содержала рекламу услуг фотографа — изящно обрамлённое название студии, её адрес или другая дополнительная информация часто занимали всю оборотную сторону картона.
«Кабинетное» фото
Следует упомянуть, что в 1890 - 1914 годы — эпоху ар-нуво (модерн) — особенно популярны были портреты кабинетного формата. Их основа - толстый картон, на котором закреплялись фотографии, - была размером приблизительно 108 на 165 мм. Причем портреты могли быть как горизонтальной, так и вертикальной ориентации.
Портрет в полный рост
Снимок семьи Черновых сделан в фотоателье Ануфриева. Василий Чернов на фотографии изображен со своей женой Наташей. К сожалению, оригинал утрачен, и у нас в распоряжении только скан невысокого качества, где достаточно сложно разглядеть лица портретируемых.
Надо сказать, что визит к фотографу в те времена был важным событием, и, скорее всего, Черновы фотографировались не просто так, а в честь какой-то особенной даты — возможно, в честь помолвки. Поход к фотографу требовал особой подготовки, включая особую прическу и одежду, и люди по этому случаю надевали свои лучшие наряды. Для помолвки в конце XIX- начале XX века девушкам полагались розовые платья, а молодые люди одевали мундиры.
Давайте рассмотрим костюм Натальи Черновой. Силуэт по моде 1900-х годов: узкие рукава с оборками на плече и юбка формы рупора. Комплект состоит из кружевной блузки и юбки в пол. Сверху одет жакет, украшенный пуговицами и завершающийся полукруглыми нижними краями. Застежка — двойной ряд пуговиц. В руках маленькая сумочка — ридикюль. Завершает образ причёска — модный "валик" с украшением.
Василий Чернов в сапогах и кителе. Брюки заправлены в мягкие сапоги, типичные для уральских казаков. Рука Василия заложена за борт кителя, как было модно в то время.
Заметно, что позы портретируемых слегка напряжены, словно застывшие. Это объяснимо — им нельзя было двигаться свыше десяти секунд, а это нелегкая задача.
Интерьер фотоателье
Свет на чету падает справа. В те времена в фотостудиях использовался естественный свет, который проникал через высокие окна, обычно с северной стороны. Такой тип освещения создаёт мягкие неконтрастные тени. Кроме того, освещение для портрета регулировалось с помощью ширм и экранов.
За спинами пары виден большой пейзаж в раме, служащий фоном. Эту же картину, где изображен берег озера, мы можем видеть и на других портретах из ателье Ануфриева, например, на портрете приказчика 1907 г.
А сменным декорациям в фотоателье — различным барьерам, колоннам и тумбам — можно посвятить отдельную статью, настолько разнообразны они были. Например, вот декоративный барьер из фотоателье Ануфриева - тут и плавные линии, характерные для модерна, и цветы, и сложной формы балясина (на рассматриваемой фотографии балясина увенчана стопкой книг).
Паспарту, или когда фотография сделана?
Пока неизвестна точная дата создания парного портрета. Подсказку может дать паспарту — определить дату фотографии с точностью до пяти лет помогают особенности литографии на картоне, тип паспарту и даже то, прямоугольные или закругленные у паспарту углы. Однако и тут нет стопроцентной точности —для фотографии вполне могли быть использованы паспарту, заказанные заблаговременно и по каким-то причинам не использованные фотографом раньше.
.