Некоторые выставки книжной графики мелькают, я не успеваю доехать и посмотреть, но не очень переживаю, а пропустить иные было бы жаль. Для меня это мощная подзарядка, подпитка, некое доказательство: это интересно многим, это продолжает жить. В выходные с подругой прогулялись до Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, чтобы познакомиться с работами Давида Борисовича Боровского.
Давайте вначале выговорюсь, а потом уже покажу!
Почему же я люблю выставки книжной графики прошлого века?
Причина первая
Моя несовременность меня иногда пугает, моё отрицание головоногов из безумного количества нынешних книг для детей становится навязчивым. Иногда я смиряюсь с рисунками из-за текста, но редко. Смиряюсь не значит принимаю и любуюсь, смиряюсь = терплю. Поэтому подобные выставки - бальзам для сердца, услада для глаз. Можно следить за линией и удивляться, как одним росчерком, точкой удаётся передать состояние героя. Можно наслаждаться простотой и точностью композиции. Можно восхищаться отбором ключевых сцен для иллюстрирования. И знаете, как-то и мысли не появляется пальцы пересчитывать, выкрученные локти и коленки раскручивать...
Причина вторая
Оригиналы!
Об этом я ещё не писала, громко не сетовала.
Да, сейчас много проходит выставок книжной графики. Но всё больше и больше, знакомясь с творчеством современных художников, приходится рассматривать принты. Многие дорабатывают даже вручную нарисованное затем на компьютере, кто-то привычные краски и карандаши уже давно в руках не держал. Кто-то осторожничает, предпочитает качественно распечатать свою работу и отдать на выставку.
Пока это были единичные случаи, даже и не задумывалась, а сейчас уже нужно выискивать, где полюбоваться штрихами, мазками - оригиналами. На выставках графики художников прошлого века всё же принты так не распространены.
Вот давайте и посмотрим! Таким вот молодым художник встречает посетителей выставки, мне это фото нравится намного больше протокольных из всевозможных статей.
Выставку работ сопровождают тексты его сына, искусствоведа Александра Боровского. Небольшая витрина с книгами и открытками (открытки продаются в МИСПе):
У меня дома в детстве была одна, но очень запоминающаяся книга с рисунками Давида Боровского, и она сохранилась:
Выставка не очень большая, всего два зала. Первый посвящён иллюстрациям к произведениям Ивана Сергеевича Тургенева.
В 21-ом веке уже не раз были изданы эти работы в прекрасном качестве: в 2012 году вышел сборник повестей у "Вита Новы", в 2017 - у "Речи" (в этот сборник и "Дворянское гнездо" вошло). На нынешней выставке представлены работы к трём повестям: "Вешние воды", "Первая любовь", "Ася".
Вначале Иван Сергеевич:
На выставке есть аудиогид, чудесный голос читает отрывки из произведений, соответствующие иллюстрациям. Я даже попробовала послушать. Похуже я помню "Вешние воды", а вот "Асю" и "Первую любовь" очень хорошо. Мне и аудиогид был не нужен, я все моменты вспоминала очень живо!
Смотрела и наслаждалась погружением в эпоху, в произведение. Вспоминала царящие там страсти, глаз отдыхал, душа пела.
У меня нет сборника И.С. Тургенева с иллюстрациями Давида Боровского. Кажется, первый раз я об этом пожалела. Полистала довольно новый домашний сборник: миленько, но не совсем то (не буду уж писать фамилию художника).
Второй зал - живопись и не только. Любопытно, а порой и неожиданно. В галерею добавлю и статью Андрея Боровского, из неё можно многое узнать:
Мы все выставки МИСПа обошли, но я была под впечатлением от работ Давида Боровского, остальное плохо воспринимала. Хочется только добавить об уличной выставке: "Лев Сморгон. Пластическая мелодия". Я второй раз мимо пробегаю. Помните такие игрушки?
Оказывается, Лев Сморгон разработал сотню моделей игрушек во второй половине 20-го века. На фото самые популярные, точнее небольшая часть из них. Но главным направлением его творчества стали потом работы из камня. Вот какой Андрей Белый из гранита:
А это "Автопортрет в берете":
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков много всего любопытного! Раньше и не знала, только второй год туда время от времени наведываюсь, заодно и вам показываю.