Как узнала «Московская газета», добыча красной рыбы на Дальнем Востоке оборачивается противостоянием рыбаков и браконьеров. На ситуацию эффективно влияет ограничение вывоза красной икры, которое из эксперимента может стать постоянной мерой. При этом вылов красной рыбы в последние годы сокращается, а его себестоимость растёт
Браконьерству на «фронтире» больше мешают в аэропортах, чем на реках
Камчатка и вообще Дальний Восток — не слишком контролируемый регион в плане рыбодобычи, рассказал «Московской газете» член Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству, председатель Совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов.
«У нас в регионе явно не хватает рыбоохраны. Определённый объём красной рыбы вылавливается вне контроля и разрешений. Её вылавливают браконьеры для получения икры. Рыбаки давно продвигали идею, что, если эту икру будет нельзя в больших объёмах увезти с территории Камчатского края, это сильно усложнит работу браконьеров. За это выступали Ассоциация добытчиков красной рыбы Камчатского края, Ассоциация рыбопромышленников Хабаровского края попросила спроецировать это предложение на Амур. Все рыбаки выступали за то, чтобы усложнить вывоз красной икры с Камчатки. Губернатор Камчатки Владимир Солодов поддержал эту идею, обсудил её с президентом, и тот дал указание запустить этот процесс. В результате эксперимент по ограничению вывоза красной икры с Камчатки прошёл более чем успешно, и теперь Росрыболовство хочет сделать эти ограничения бессрочными».
Увезти с Камчатки более 10 кг красной икры можно только при наличии документов о покупке этой икры, отметил представитель отрасли.
«Если вы бываете в аэропорту Шереметьево, посмотрите, какой багаж приходит из Петропавловска-Камчатского: упакованные ящики с икрой. Если вы везёте икру, вам предлагают сообщить, сколько икры вы везете. Если до 10 кг, то ставится отметка, клеится специальная бумажка на ваш чемодан, и вы спокойно проезжаете. При этом 10 кг икры, будучи реализованными, даже не окупят вам авиабилет с Камчатки. А если икры больше 10 кг, вы должны предъявить чек о покупке. Если икры в багаже нет, на него клеится зелёная марка. Ребята на контроле постоянно спрашивают меня: «А у вас что, икры нет?» Её везут с Камчатки почти каждый. По моему опыту, люди в материковой России имеют мало представления о том, что такое красная икра и какой она должна быть. Я бы посоветовал жителям российских регионов отнестись с подозрением к икре, которая стоит меньше 7 тыс. рублей за литр или 3500 рублей за поллитровую банку», — заметил Эдуард Климов.
По словам члена Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству, на Дальнем Востоке тысячи километров рек, и никто в регионе не способен проконтролировать добычу рыбы.
«Незаконный вылов — это сумасшедшие деньги и огромный вред природе. Браконьеры на Дальнем Востоке очень хорошо оснащены, у них есть мощные катера, тепловизоры, системы контроля, системы глушения радиоэфира, свои осведомители. Это очень организованные структуры. Есть случаи применения огнестрельного оружия, стрельбы в инспекторов рыбной охраны. Рыбаки пытаются собирать людей, оплачивать охрану рек, дело доходит до создания военизированных отрядов. В борьбе с браконьерами участвуют полиция и ОМОН. Во время путины реки на Дальнем Востоке приходится охранять с оружием в руках», — рассказал Эдуард Климов.
Что с выловом и себестоимостью красной рыбы?
«На 1 сентября 2024 г. мы отстаём по вылову красной рыбы от показателей 2020-2022 годов. Сейчас мы выловили 204 тыс. тонн. К осени 2022 г. вылов был 226 тыс. тонн. К осени 2020 г. — 252 тыс. тонн. Это был прогнозируемый «минус». Начало вылова в этом году скромное, но вполне рабочее. Потом в дело включится логистика, холодильники, железная дорога. Какой будет транспортная составляющая, мы не знаем. Дешевле красная рыба точно не станет, но и большого роста цен пока быть не должно. Оно может начаться с 2025 года. Изменения в закон о рыболовстве, поднимающие, в частности, плату за продолжение пользования рыболовными участками, о которых я уже рассказывал «Московской газете», подписаны президентом. Обсуждение деталей продолжается. Если не удастся снизить плату за перезаключение договора на пользование рыбными участками, на рыбаков могут лечь огромные расходы. Это вопрос обсуждался на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, на эту тему высказывались глава Росрыболовства Илья Шестаков и заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая, которая обратилась по этому поводу к премьеру Михаилу Мишустину. Губернатор Камчатки Владимир Солодов тоже встречался по этому поводу с Мишустиным, а также с зампредом правительства РФ Дмитрием Патрушевым», — сказал Эдуард Климов.
Почему рыбе не с чего дешеветь
Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров поделились с «Московской газетой» информацией о росте издержек российских рыбаков за первые 5 месяцев 2024 года. За этот период в себестоимости добычи минтая оптовые цены на топливо и масла поднялись на 21,5%, фонд оплаты труда на 20,7%, логистические затраты на 17,5%, плата за водные ресурсы на 7,1%, затраты на ремонт на 6,7%. На все эти статьи приходится 77,1% в структуре оптовой цены на минтай. С мая 2023 г. по май 2024 г., по данным ВАРПЭ, стоимость судового топлива выросла на 57%, заработная плата в отрасли выросла с 2023 на 10%, страховые взносы на 9%, затраты на судоремонт за последние годы на 20-25%.