С целью развития отечественной авиационной промышленности необходимо активизировать производство воздушных судов Ту-214. За долгий период времени загруженность нашего неба иномарками, вроде "Боингов" и "Аэробусов", затруднила инновационные технологические процессы Ту-214.
Модернизация этого класса авиалайнеров весьма важна и поддерживается высшими чиновниками. Высокий возраст иностранных самолетов B737 приводит к вопросу о безопасности полетов, при этом экономические издержки не сильно отличаются от отечественных лайнеров. Как люди смотрят на это в 21 веке, они решают сами.
Санкции сильно повлияли на ситуацию в стране. Теперь самолеты Ту-214, раньше применявшиеся только для особых целей и выпускавшиеся в единичных экземплярах, стали более востребованными. Даже авиакомпании, ранее отказывавшиеся от российских самолетов, теперь проявляют интерес к Ту-214.
"Аэрофлот", Red Wings, "Якутия" и "ЮВТ Аэро" выразили желание приобрести эти самолеты. Первой взяла Ту-214 авиакомпания из Бугульмы, в то время как Red Wings вновь эксплуатирует свои Ту-214. Раньше руководители отрицали необходимость российских самолетов, а сейчас все изменилось.
В 2022 году, в апреле, возобновилось развитие производства самолетов в Казани. Руководитель республики, Алексей Песошин, сообщил о планах авиазавода: в 2023 году - три самолета, в 2024 - семь, а в период 2025-2026 годов - десять самолетов ежегодно.
Казанский авиазавод, согласно пересмотренной программе развития авиапромышленности, будет также увеличивать выпуск Ту-214. На 2026 год запланировано производство 15 самолетов, а начиная с 2026 года предполагается производить 20 самолетов в год.
Для осуществления амбициозного плана по запуску массового производства Ту-214 необходимо провести модернизацию производства и переквалификацию сотрудников. Вице-премьер Юрий Борисов заявил в середине июня 2022 года, что на это потребуется от трех до пяти лет. Чтобы достичь поставленных целей,
Казанский авиационный завод должен расширить производственные мощности, включая увеличение количества стапелей для строительства самолетов. Финансовые средства необходимы для обновления оборудования и подготовки персонала.
Конкуренция в авиационной отрасли нарастает. В июле 2023 года одно из изданий, оказавшееся газетой "Бизнес Онлайн", высказало мнение о потенциальном становлении Ту-214 в роли системообразующего самолета. Прогнозируется, что он начнет приносить прибыль уже в текущем году, тогда как судьба МС-21 остается под вопросом с точки зрения серийного производства.
Размытое будущее последнего делает возможным вытеснение его с рынка самолетами Ту-214. Источник оценивает несопоставимость между ними двумя: МС-21 представляет из себя иллюзию Airbus 320/321-200 и издание Boeing Next Generation, в то время как Ту-214 эквивалентен серии модификаций Boeing MAX и Airbus 321neo, таких как Long Range и Xtra Long Range.
Один из ключевых показателей эффективности авиакомпаний - количество свободных мест-километров, рассчитываемое как произведение количества свободных мест на пройденное расстояние. Чтобы превзойти нишу Boeing 757, Ту-214, по мнению ангажированного эксперта издания, предлагает 1,7 раза больше свободных мест, что должно привести к повышению оборачиваемости капитала на рейс.
Ограничения МС-21 в сфере полетов не столь жестки, как у Ту-214. Авиакомпании могут выбирать между пассажирами и грузами, чтобы оптимизировать свою деятельность. Важно учитывать дальность полета и коммерческую нагрузку, чтобы сделать рейсы экономически выгодными.
Ту-214 способен преодолеть 5200 километров с 20 760 кг груза и 7200 километров с 11 110 кг груза. Максимальная коммерческая нагрузка Ту-214 составляет 25 200 кг, при этом дальность полета снижается до 3800 километров.
Сравнивая разные модели самолетов, авиакомпания должна учитывать не только их дальность полета, но и стоимость парковки в аэропортах, которая зависит от размаха крыльев. Например, максимальная взлетная масса Ту-214 по сертификату типа составляет 110 750 кг, а МС-21 - 79 250 кг, но фактически эти цифры могут отличаться из-за различий в весе самолетов.
МС-21 относится к III группе ИКАО с размахом крыльев до 118 футов, а Ту-204/214 - к IV группе с размахом крыльев до 137 футов. Это приводит к различиям в необходимости парковочных мест и, соответственно, к более высокой стоимости парковки для Ту-214.
Татарстан и Казанский авиационный завод ведут активные игры со статистикой, приукрашивая и подбирая данные по своему усмотрению. Манипуляции информацией преследуют цель получить дополнительное финансирование за счет сокращения средств, выделяемых на другие программы, в том числе МС-21.
Чтобы решить вопрос о распределении средств, ПАО "Яковлев" должно пожертвовать своим проектом МС-21, который получил прозвище "темная лошадка" от издания "Свободная пресса". Существует дискуссия между экспертами относительно приоритета - следует ли отдать предпочтение пассажирскому самолету Ту-214 или же МС-21 при создании национального авиалайнера.
В ситуации, когда издание описывает публичные государственные органы как активных участников лоббирования введения на рынок МС-21 и Ту-214, возникает вопрос о намерениях за этим стоящих чиновников. По всей видимости, проект МС-21 получает поддержку Минпромторга и Ростеха, что может подразумевать изменение распределения финансирования.
Создание самолетов с нуля, проведение тестов, получение сертификатов, запуск в производство и устранение проблем потребуют постоянных вливаний из государственного бюджета, что может быть растянуто во времени.
Председатель совета директоров S7 Group, Евгений Елин, подлил масло в огонь, представив на форуме российских промышленников в Санкт-Петербурге слайд с данными о межремонтном сроке трех типов двигателей: ПС-90А, ПД-14 и CFM56.
В день публикации статьи на сайте "Свободная пресса", 30 ноября, он отметил, что к 2030 году средний налет до капитального ремонта самого передового российского двигателя ПД-14 достигнет 12 500 часов, в то время как у PS-90 - 6000 часов и у американо-французского CFM56, созданного в 1990-х годах, - целых 40 000 часов.
В 2030 году мы планируем достичь уровня технологий, которые на данный момент считаются передовыми. По сути, наше отставание сейчас составляет около 15 лет, что обусловлено не недостатком квалификации наших инженеров или неспособностью справиться с задачей, а требованиями доказательной базы и сертификацией для обеспечения безопасности полетов.
Господин Елин не подчеркнул значимость времени работы двигателя, необходимого для разработки межремонтного ресурса, который для CFM56 начиная с 1982 года и до середины 90-х составлял более 12 000 часов перед тем, как двигатель должен был быть снят для технического обслуживания.
Сначала был знак износа, как у ПД-14, а сейчас CFM56 имеет от 12 000 до 16 000 часов до вывода из эксплуатации, а PS-90A - 10-12 000 часов. Вот как цифры меняются. Сомнительно, что председатель правления S7 Group полностью их осведомлен, и если не так, то как он занял столь ответственную должность в авиакомпании. Не забудем, что 25 декабря 2021 года самолет МС-21 с номером 73361 (теперь 73057) совершил свой первый полет.
Первым в списке для "Аэрофлота" мог стать самолет МС-21, но из-за остановки поставок зарубежных композитов в Россию в 2018 году пришлось использовать отечественные материалы для изготовления его крыла и пройти сертификационные полеты в рамках программы импортозамещения.
Получение предварительного сертификата типа на импортный МС-21 с номером 73054 состоялось в декабре прошлого года. "Аэрофлот" планировал начать поставки серийных самолетов в октябре 2022 года, но позже выпущенный самолет был перекрашен и сегодня выполняет транспортные рейсы для различных организаций, включая ОАК, ПАО "Яковлев" и Минпромторг.
Серийные машины были бы выпущены уже сейчас, если бы наши бывшие партнеры не препятствовали нам на пути к запуску МС-21 на коммерческие рейсы. Исцелили бы "детские болезни" к этому времени и начали бы эксплуатацию самолетов в четвертом квартале 2022 года.
Возвращение к использованию Ту-214 стало актуальным после 24 февраля 2022 года, когда вице-премьер Юрий Борисов говорил о необходимости сделать не менее 10 самолетов в год в течение 3-5 лет.
Иркутский авиазавод готовит пять серийных МС-21 и ожидает их окончательной сборки, а также поставки двигателей и оборудования. Некоторые сомнения возникают относительно передачи шести самолетов "Аэрофлоту" до 2025 года. Тем временем Ту-214 также переносится из-за несвоевременной сборки, а эксперты считают это закономерным. Недавно наш сайт высказал сомнения по поводу планов Казанского авиазавода.
В ноябре 2023 года в Казани на заседании Совета директоров ОАО "Туполев" была обсуждена проблема неготовности производства и самого самолета к увеличению выпуска. Руководство страны объявило о полной поддержке Казанского авиазавода.
Строительство обрабатывающего центра и нового корпуса для агрегатной и окончательной сборки самолетов, приобретение нового оборудования и профильное обучение персонала проводятся на территории завода. Последующее увеличение возможностей по сборке самолетов Ту-214 станет реальностью благодаря новым зданиям. Принятие аналогичных мер и инвестиций на Иркутском авиазаводе произошло ранее.
Производство радиомагнитных индикаторов RMI-3 для самолета Ту-214 на Раменском приборостроительном заводе началось 3 ноября по инициативе Ростеха. Эти индикаторы объединяют магнитный и радиокомплексы, а также имеют в своем составе курсовые и глиссадные сигнализаторы. Такие же приборы установлены на Бе-200 и Ил-96.
Авионика Ту-214 содержит несколько импортных устройств. В частности, у самолета есть инерциальная навигационная система HG2030AE21, система раннего предупреждения об опасности приближения к земле EGPWS и метеорологическая радиолокационная станция RDR-4B от американской компании Honeywell. Кроме того, самолет оборудован спасательным оборудованием Air Cruisers, а в кабине пилотов используются кресла иностранного производства.
До конца 2024 года KAZ и Tupolev обязаны заменить все заграничные компоненты в лайнерах Ту-214 на отечественные, что составит 13% от общего числа. По времени это срок невероятно жесткий даже для небольшого импортозамещения для возможности полетов.
Подчеркивается, что самолеты Ту-214 и МС-21 не конкурируют между собой, они просто представляют из себя совершенно разные гипотезы. На данный момент оба лайнера не готовы к пассажирским перевозкам из-за их отличия в технологической сложности. Предполагается, что оба самолета будут готовы к использованию в один и тот же месяц - декабрь 2024 года.
Самолет Ту-214 является надежным средством перевозки пассажиров, которое может быть привлекательным для авиакомпаний на Кубе и в КНДР, так как они уже имеют опыт работы с российскими технологиями на Ту-204/214. В Иране также есть интерес к этому воздушному судну, особенно учитывая строгие западные санкции и закупку бывших в употреблении Airbus. Нельзя сказать, что МС-21 является скрытой альтернативой, по крайней мере для тех, кто не знаком с этим самолетом.
Казанский авиазавод столкнулся с проблемой пилотов, которым требуется много времени на выявление проблемных зон с новым самолетом. Одновременно авиакомпании должны получить опыт использования авиалайнера и разработать эффективные бизнес-процессы для максимальной прибыли.
Некоторые СМИ, эксперты и руководители втянуты в перетягивание каната, не приносящее пользы российской авиастроительной промышленности. Воле чиновников или щелчку пальцев не поддаётся начало выпуска Ту-214 на казанском авиазаводе - не тремя, не десятью самолетами в год.
Для достижения успеха в современной авиационной индустрии требуется объединиться в общее целевое усилие. Необходимость модернизации производственных мощностей, приобретения нового оборудования и профессиональной подготовки персонала актуальна. Государственная поддержка и выделение необходимых средств в Татарстане способствуют этому процессу.