Найти тему

Когда бестактность особенного ребенка оказалась забавной

Кто чаще всего жалуется на невоспитанность современных ребятишек? Ну, понятное дело, что это не их родители или иные родственники и не друзья-подружки.

Прежде всего на ум приходят какие-нибудь бабушки-дедушки, которые утверждают, что в их детстве "лучшим воспитателем была хворостина". Еще вспоминаются сотрудники различных "сфер обслуживания": кафе, магазинов, развлекательных центров. А также не обходится без тех, кого к этим "сферам" несправедливо приплели: медики и педагоги, которые тоже попали под этот "пресс".

В общем, все эти вышеназванные товарищи, а также многие другие, сплошь и рядом только и говорят о том, "какие невоспитанные и избалованные бегают вокруг детки, творят что хотят, купаясь в лучах вседозволенности и безнаказанности".

А любящие родители - только и делают, что подкрепляют в детках это самое поведение, защищают от всех попыток других людей что-то им внушить, еще и сами готовы вступать в открытый конфликт со всеми, кто посмеет высказать хоть капельку недовольства относительно поведения ребеночка... ну разве не так?

Неее, я, конечно, не за всех говорю, а лишь передаю мнение очень-очень многих взрослых людей (между прочим, мудрых и образованных), с которыми ежедневно сталкиваюсь на работе. И не абы где, а именно в ДЕТСКОМ учреждении - в специализированном социальном учреждении санаторного типа для детей с особенностями развития.

И работают там и медики, и воспитатели, и педагоги-специалисты (психологи, логопеды, дефектологи), и няни, ну и мы тоже (руководители творческих кружков)... И с каждым ребеночком, попадающим к нам в стационар, неизбежно придется знакомиться каждому сотруднику.

А при чем тут невоспитанность?

Понятно, всякие детишки бывают! И родители - тоже! Нечего сразу на каждого бочку катить и в каждом искать недостатки, это я хорошо понимаю (мы же все сами - тоже родители)!

Однако, раз уж мы (сотрудники) все вместе собрались в таком "специфическом" месте, где повышена концентрация слишком "необычных" ребят (детей с ментальными нарушениями), то не можем не отметить очевидное, бросающееся в глаза обстоятельство: почему-то именно у ТАКИХ деток и прав больше, и отношение у родителей к ним мягче и снисходительнее, и, самое главное, создается такое впечатление, что этим ребяткам (в отличие от их сверстников) - ну слишком многое разрешается...

Например, говорить разные некрасивые вещи, за которые любой ребенок может и по губам от мамки схлопотать...

Однако, вырываются из уст наших особенных воспитанников и такие высказывания, за которые педагоги не только не захотят поругать ребенка, но и пожелают медаль ему вручить! За неосознанно(!) проявленные остроумие и отвагу! А еще - обнять и расцеловать! Без шуток!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Снова ЗамЗама

Те добрые читатели, которые давно со мной знакомы, знают, что среди много-много-многочисленного начальства нашего учреждения (замов, завов, замов завов и правых и левых рук замов завов) есть у нас одна очень колоритная дама - ЗамЗама (в реале она - заместитель заместителя директора по какой-то важной части, но при этом она еще отвечает за некие аспекты социальной работы и является "главнокомандующей" над заведующими отделений, которые работают непосредственно с детьми и родителями, а также принимает и фиксирует жалобы).

В общем, очень важный человек в учреждении, который идеально подходит для своей должности и лицом, и умом, и характером, и поведением.

Не скрою, порой этой женщины побаивается даже директор. Он предпочитает с ней не спорить, а всем-всем сотрудникам рекомендует следовать её советам и указаниям, ибо "она проработала здесь уже миллион лет и ей лучше знать, что к чему".

Да и мамочки наших воспитанников - все-все точно знают, К КОМУ нужно обращаться, если вдруг их не устраивает количество или качество социальных услуг, описанных в их расписании... Ведь именно эта чудесная душевная женщина поможет "выбить" из педагогов даже те услуги, которые в принципе и не числились в документе! При этом сделать это в довольно грубой, "базарной" форме: такой, что многие сотрудники предпочитают не связываться...

А есть ведь только два способа "не связываться":

  1. Вот так: просто исполнить её указания. Даже если их много и они противоречат друг другу. Даже если они совсем дикие и не имеющие отношение к реальности и логике (например, провести конкурс чтецов среди неговорящих малышей-аутистов или устроить в стационаре конкурс поделок из пластилина, не выдав педагогам ни коробочки этого самого пластилина). И такие люди ведь находятся!
  2. Или так: еще не вкусив всех тягот и лишений работы в данном заведении, сразу бежать прочь, поскорее и подальше. Таких людей - тоже много.

Посему, излишне говорить, что все-все-все сотрудники, мягко говоря, недолюбливали данного представителя начальства. Точнее, они просто и честно отвечали взаимностью на всю её (не)любовь к ним и ко всем, кто вообще её окружает.

Ах, да!

Немножко побуду крыской-сплетницей на лавочке и скажу не очень приятную детальку... но без нее в корне потеряется смысл всей истории.

ЗамЗама - сама по себе дама довольно симпатичная, ухоженная, но... ну очень большая! Очень! И в высоту, и в стороны, и спереди, и сзади - она превосходит по габаритам многих солидных мужчин! А браслет на её руке - реально может сойти за ожерелье некоторым девчонкам!

Помнится, еще когда моему сыну было года 4, я его брала к себе на "Елку"... и он, увидев ЗамЗаму случайно в коридоре, испугался, закряхтел "Ууу!" и спрятался за меня, вцепившись мне в юбку... Хотя, он был ребенком довольно общительным, даже дядек чужих не боялся, а тут... (Но тут я еще смею предположить, что могло отпугнуть выражение лица ЗамЗамы, а оно всегда у нее строгое и пренебрежительное).

А теперь, наконец, о "нехороших язычках"!

Девочка М.

Девочка из стационара, 4 с половиной года, ментальные нарушения.

Очень интересный ребенок. Большая редкость за последние 2 смены, ибо она - говорящая! Да-да, осознанно говорящая! Предложениями! Никаких шуток! Может быть, для кого-то это нормальное явление, само собой разумеющееся, но только не для нашего учреждения!

Девочка не просто разговаривает, но отвечает на вопросы как положено, тесты с картинками - щелкает как семечки, еще может стишок выразительно рассказать: не как магнитофон, а понимая то, о чем рассказывает! Золото, а не ребенок!

Только вот...

Боится девочка М. незнакомых звуков, сторонится незнакомых предметов. А на занятиях и процедурах с применением внешне пугающего оборудования (БАК, Томатис, да даже обычный "воротничок" в ФТО)- кричит, визжит, надрывается, вырывается... и плачет совершенно искренне!

А еще она пугается и теряется, когда видит людей и детей, которые внешне сильно отличаются от "обычных". Не обязательно это будет кто-то на коляске или хромающий. Она может ткнуть пальцем в любого человека, если он чересчур полный, или с большой родинкой или угревой сыпью на лице, или в беззубого, или в человека "чужой" нации (с другим разрезом глаз или смугленького)... и выкрикнуть на весь коридор:

- Аааа! Чудовище!

или так:

- Мааам, это кто? Баба Яга?

или вот так:

- Почему он такой страшный? Он болеет? Или его заколдовали?

Понятное дело, ребенок! Еще и ребенок, хорошо знакомый со сказками и мифическими фольклорными персонажами. И, судя по тому, с каким воодушевлением она говорит о них на уроках, она верит, что эти персонажи - реально существуют...

И тут... утренник!

Один из многочисленных "рядовых" мероприятий, не имеющих отношения к плану "календарных праздников". Просто какая-то познавательно-развлекательная программка, каких много у нас проходит в каждом полугодии.

Мои обязанности на том мероприятии - аккомпанемент на синтезаторе на паре музыкальных конкурсов и музыкальное сопровождение флешмоба.

Но (так уж мне "повезло"), у стеночки рядом с моим синтезатором, примостилась ЗамЗама с планшетиком (если что, в её обязанности часто входит контроль за проведением мероприятий, и она относится к этому очень ответственно). Как всегда, с очень строгим, надменным лицом...

Пианинку хочу!

Пока еще зрители (детки с родителями) рассаживаются по местам, в зале стоит гул, гомон, скрип стульев... Ну и детки то и дело носятся туда-сюда.

Один малышок подбегает к моему синтезатору и начинает колотить лапкой по клавишам:

- Пианинку! Пианинку хочу!

(Хахах, фигушки я кнопочку "пауэр" нажму, не запоёт "пианинка", если кто-то чужой на клавишу нажмёт)!

- Нельзя трогать чужое без разрешения, - говорю ему (нежно и вежливо).

Дааа, именно нежно и вежливо, ибо прямо спиной ощущаю, как ЗамЗама сзади смотрит на меня. Вероятно, проверяет, "насколько я добра к ребяткам"...

А тут наша любимая девочка М. подходит, тянет руку к "пианинке":

- И я хочу! И я хочу! - тоже весьма громко говорит девочка (и, хитренькая такая, пытается убрать мою руку с кнопки).

ЗамаЗама сделала шаг к детям...

Топ!

Так гулко, что я аж сама подскочила и оглянулась. А Она - зыркнула на малышат сверху вниз и так им:

- Шшшшххх!

Девочка М. - замерла, округлила глаза... (вижу, что они будто бы немножко заблестели, ну... как капельками их накрыло, или мне только кажется). Дергает пацана за руку и кричит:

- Аааа! Быстрей к маме! Эта огромная-огромная тётька нас съест! Это тётька-людоед!

Неее, ну реально человек испугался, правда, такое не сыграешь!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И это не только я подтвержу, но и все, кто видел или слышал эту случайную "интермедию". И дядя-айтишник, который отвечал за презентацию, и педагог театрального кружка, которая была ведущей, и даже воспитатели, которые рассаживали ребяток на ближние ряды.

Ну и наша заведующая отделом! Точно слышала! Ведь еще за пару минуточек до мероприятия, пока она давала "последние напутствия" ведущей и мне (как концертмейстеру), она была красная, кусала губы и будто бы "давилась, чтобы не расхохотаться"...

Да все там "давились", кусали губы и тряслись... но зато мысленно аплодировали девчонке! Стоя!

Вредины мы, да?

Ну нееет! Просто немножко порадовались, что хоть один маленький, "бестактный" человечек, а сделал наш день! Пусть наша радость была злой и гаденькой, но ведь приятная эмоция - была! У всего отдела!

Аааа, даже сейчас иногда припоминаем. Например, на планерках.

Когда кто-нибудь из педагогов пытается отказаться от очередного странного задания руководства, заведующая отделом говорит:

- Ай-ай, Светлана Александровна, а вы не боитесь, что одна огромная-огромная тётька-людоед вас съест?

Ну, смеемся все вместе, конечно... да и соглашаемся всем коллективом помочь Светлане Александровне. А как еще? Мы же - одна команда...

Вот и Вам, дорогие читатели, желаю иметь рядом тех, кто всегда поможет в трудную минуту.

А я буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам