Найти тему
КруиЗеро

«Военный Диснейленд» в Тяньцзине: Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён!

Сергей Балакин

Эскадренный миноносец «Чунцин» ВМС НОАК – ныне корабль-музей тематического парка Tianjin TEDA Aircraft Carrier Theme Park. Фото автора
Эскадренный миноносец «Чунцин» ВМС НОАК – ныне корабль-музей тематического парка Tianjin TEDA Aircraft Carrier Theme Park. Фото автора

О главном экспонате «военного Диснейленда» в городе Тяньцзине – тяжёлом авианосном крейсере «Киев» - я рассказал довольно подробно (первая часть рассказа здесь, вторая здесь). Но «Киев» - не единственный установленный здесь корабль-музей. Поскольку тематический парк Tianjin TEDA Aircraft Carrier Theme Park в некотором роде является китайским аналогом нашего парка «Патриот», здесь нахится много разнообразной военной техники, в том числе военно-морской.

Вот билборд с планом парка, установленный у главного входа. В центре показан «Киев»:

-2

«Военный Диснейленд» в Тяньцзине (точнее, в Биньхае, который раньше был городом, а теперь является районом Тяньцзиня) создан на насыпной территории, отвоёванной у моря. Для кораблей-экспонатов (а их здесь 5 единиц) была оставлена акватория, окружённая широкой полукольцевой насыпью и дамбой. Таким образом, бывшая морская акватория превратилась в искусственное озеро. Любопытно, что оно не имеет выхода в море. То есть если кораблям понадобится докование, то вывести их из бассейна можно будет, только разрушив дамбу. Странное решение. Не вполне понятно, зачем эта дамба вообще. Из-за высоты отливов и приливов?

Вот спутниковый снимок Tianjin TEDA Aircraft Carrier Theme Park с Google Earth. Цифрами обозначены установленные здесь бывшие боевые корабли: 1 – ТАВКР «Киев»; 2 – подводная лодка «353» проекта 035; 3 – эсминец «Чунцин» проекта 051; 4 и 5 – сторожевые катера проекта 062.

-3

После посещения «Киева» у нас с женой оставалось ещё часа полтора времени (напомню, наш круизный лайнер «Westerdam» стоял в порту Тяньцзиня два дня, и в первый день мы могли вернуться как угодно поздно). Поэтому мне захотелось побывать и на китайских кораблях. Но территория парка довольно большая; о расстоянии от «Киева» до «Чунцмна» можно судить по этой фотографии:

Здесь и далее - все фото автора
Здесь и далее - все фото автора

В принципе, по парку курсируют электромобили, на которых посетители могут ездить бесплатно. Но на наши попытки объяснить жестами, что нам нужно вот туда, водители-китайцы махали руками: мол, туда нельзя. Мы не поверили и пошли пешком. К эсминцу «Чунцин»:

-5

Увы, ни на один из китайских кораблей нас не пустили. Оказывается, попасть на них могут только граждане КНР.

Странно: отчего такие строгости? В Циндао однотипный с «Чунцином» эсминец «Цзинань» мне довелось посетить без проблем (как-нибудь о нём расскажу). А тут музейный комплекс с явно выраженным российским уклоном – и нА тебе!..

-6

«Чунцин» - представитель довольно большой (17 единиц) серии кораблей проекта 051, строившихся в КНР на трёх заводах с конца 1960-х по 1991 год. Они имеют много общего с советскими эсминцами проекта 56. Что неудивительно: у тех и других один и тот же прототип – эсминец «Неустрашимый» проекта 41. Последний оказался слишком большим и дорогим для серийной постройки, поэтому у нас появился его уменьшенный вариант – пр.56. А чертежи 41-го подарили китайским товарищам. Они пошли тем же путём, что и наши конструкторы. Только если у нас проект 56 получился пусть и красивым, но всё равно к моменту своего появления морально устаревшим, то их китайские родственники к началу 1990-х уже выглядели полной архаикой…

-7
-8
-9
-10
-11

Стабилизированная 130-мм универсальная артустановка. Похожа на нашу СМ-2-1, но лишь издали:

-12

«Чунцин» был построен на верфи в Шанхае, спущен на воду 31.10.1980 и введён в строй 15.11.1982 г. Выведен из эксплуатации 26 сентября 2014 года и превращён в плавучий музей.

-13
-14

Следующий натурный экспонат парка – подводная лодка типа 035 с тактическим номером 353:

-15

В некоторых источниках эту субмарину называют «Чанчжэн-353», но это представляется сомнительным. Название «Чанчжэн» - «Великий поход» - присваивалось атомным подводным лодкам. В частности, первый атомоход «Чанчжэн-1» ныне является экспонатом военно-морского музея в Циндао.

Лодки проекта 035 (западное прозвище Ming) – первые китайские подводные лодки собственной разработки. История их создания до сих пор выглядит довольно туманной. Предыдущий тип субмарин – проект 033, строившийся крупной серией, - по существу представлял собой ухудшенный вариант советский ПЛ проекта 633 и мало отличался от лодок периода Второй мировой войны. И проект 035 задумывался как принципиально новый корабль – одновинтовой и с более полными обводами, что должно было существенно уменьшить акустическую заметность.

Но что-то пошло не так. По всей вероятности, создать мощный и тихий электродвигатель не получилось. Две первые ПЛ типа 035, построенные в начале 1970-х годов, признаны неудачными. Неясно, были ли они одновальными, или от этой схемы отказались уже в стадии постройки. Но проект пришлось переработать и вернуться к старой двухвинтовой схеме, идентичной применявшейся на предыдущих лодках.

-16

Стенд, представляющий субмарину музейного комплекса:

-17

ПЛ проекта 035 строились несколькими сериями, в их конструкцию вносились различные изменения и усовершенствования. Последние из них даже получили гидроакустику французского производства.

Но лодка «353» представляет собой довольно раннюю модификацию. По имеющейся информации, она построена в 1970-е годы и списана в 1997-м.

На этом снимке хорошо видно, что обводы корпуса у проекта 035 более полные и сильно отличаются от проекта 033:

-18

В бассейне парка также установлены два сторожевых катера проекта 062 (западное обозначение Shanghai-II). Зачем в музейной экспозиции два совершенно одинаковых объекта, сказать не могу.

-19
-20
-21

Последний из встреченных мною натурных образцов военно-морской техники – вот этот адмиральский (?) катер, установленный на берегу. А может, это рабочий катер самого «военного Диснейленда»?

-22
-23

Ну и повторюсь: о главном экспонате тематического парка в Биньхае-Тяньцзине я писал здесь и здесь.

-24

Все фото сделаны автором в марте 2019 г.

Окончание рассказа о сухопутной экспозиции тематического парка, местами весьма забавной, следует.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить.