Найти тему
Петрозаводск говорит

Феномен Валдайской школы: там с детьми разговаривают

Текст, фото: Елена Малишевская

Над малокомплектными школами нашей республики часто сгущаются тучи. У чиновников Минобразования время от времени возникают идеи их "оптимизировать": присоединить к какому-нибудь крупному учебному заведению или ликвидировать вовсе. В этом году такие планы обсуждались относительно школ в Амбарном и Плотине Лоухского района, а также в Панозере Кемского района. Общественности удалось пока эти школы отстоять. Сегодня мы расскажем об еще одной малокомплектной карельской школе – она работает в поселке Валдай Сегежского района.

В прошлом году Валдайская школа отметила 75-й день рождения. С юбилеем ее приехали поздравить сотрудники Сегежской администрации, а также выпускники разных лет. Прозвучало много слов благодарности и любви.

 Директор школы Наталья Деткова и заместитель главы администрации Сегежского района Светлана Махмутова
Директор школы Наталья Деткова и заместитель главы администрации Сегежского района Светлана Махмутова

Наталья Деткова стала директором школы три года назад – так решил педсовет, выбрав из своих рядов самого ответственного учителя. Наталья Николаевна сама окончила Валдайскую школу и проработала в ней уже 33 года.

«Из шестнадцати учителей основного педсостава школы больше половины – ее выпускники. Так счастливо сложилось: получили образование и вернулись в родные пенаты»,

– рассказывает Наталья Николаевна.

Одна из таких выпускниц, вернувшихся в родную школу в качестве учителя, – Наталья Михеева, преподаватель английского языка. Наталья Ивановна возглавила «Движение первых», организовав школьников для общественно-полезной работы. За год чего они только не делали: помогали местным бабушкам складывать дрова, приводили в порядок памятники и захоронения погибших в горячих точках бойцов, сортировали книги в школьной библиотеке, проводили творческие вечера. Выросло новое поколение тимуровцев. И делают они это не для галочки.

-4

«Главное, что у детей, живущих в отдаленных поселках, есть возможность развиваться и выходить на новый уровень: участвовать в районных, республиканских и даже всероссийских акциях. Они учатся писать проекты, подавать заявки на гранты. У ребят проявляются такие качества как самостоятельность, отзывчивость, это очень приятно»,

– отмечает Наталья Михеева.

-5

Валдайское «Движение первых» отметили наградами – по итогам прошлого учебного года они стали лучшими в Сегежском районе.

-6

Добрые дела лучше всего делать под музыку. Через кружок обучения игры на гитаре прошло немало валдайских мальчишек и девчонок. Его ведет преподаватель литературы Юлия Алексеевна Кебикова – тоже выпускница местной школы. Одним из самых ярких мероприятий в этом году стал музыкальный вечер памяти Владимира Высоцкого: школьники не только познакомились с творчеством поэта и послушали его произведения, но и сами исполнили песни любимого автора.

«Наверное, отличие нашей школы от всех остальных – мы здесь как одна семья. Каждого ребенка слышат, с ним разговаривают. Иногда к нам приезжают учиться дети из других поселков и даже городов, так случается по семейным осбтоятельствам. И нас предупреждают: трудный. Проходит время, и оказывается – нормальный ребенок! Просто ему не уделяли должного внимания»,

– рассказывает Юлия Алексеевна.

-7

Учитель физики Людмила Ивановна Гловацкая работает в школе 47 лет. Приехала в Валдай в 1977 году, вышла замуж, родила троих детей. Поселок стал родным, школа тоже. Сейчас, кроме физики, ведет и курс робототехники. Современный учитель должен быть хорошо подкован в вопросах пользования компьютером: журналы электронные, дневники тоже, хочешь не хочешь, а будь уверенным юзером.

«Сначала, когда компьютеры только появились, казалось, что это ад. Сложно разобраться. А сейчас думаю: элементарно, Ватсон! И дети наши во всем разбираются быстрее нас. Всё подключат, на все платформы зайдут, подскажут, где, как и что»,

– рассказывает Людмила Ивановна.

 Учитель физики Людмила Ивановна Гловацкая
Учитель физики Людмила Ивановна Гловацкая

Валентина Дмитриевна Анисимова тоже работает в Валдайской школе больше сорока лет. Все ее любят в поселке за уроки труда – это она научила всех девчонок готовить, вязать и вышивать. Сейчас преподает историю, обществознание, основы духовно-нравственного воспитания. А еще третий десяток лет ведет кружок «Родная сторона»: проектная деятельность школьников, многочисленные походы, интересные находки детей и взрослых стали основой для школьного музея. Среди экспонатов – старинные монеты 1703 года и чемоданный замочек знаменитого мастера Семена Рыженькова.

«Вот камень – орудие первобытного человека, найден на стоянке в Медвежьегорском районе. Мы там с ребятами побывали, с поездкой помог глава поселка Виктор Михайлович Забава. А стоянку открыл житель Валдая Федор Родькин. У нас есть ученическая работа, посвященная его жизни: во время Великой Отечественной войны Федор Николаевич потерял руку, но остался очень любознательным и активным гражданином, настоящим патриотом»,

– рассказывает Валентина Дмитриевна.

 Руководитель  кружка «Родная сторона» Валентина Дмитриевна Анисимова
Руководитель кружка «Родная сторона» Валентина Дмитриевна Анисимова

Выполнить исследовательскую работу школьнику непросто: это и работа с документами, и умение брать интервью у очевидцев событий, и способность выбрать необходимую информацию для своего исследования. Но эти навыки многим пригодятся во взрослой жизни. Этим и ценен курс «Родная сторона», который ведет Валентина Анисимова. А еще прививает патриотизм – не тот навязанный, показной, набивший оскомину, а настоящую любовь к малой родине.

В Валдайской школе очень сильный состав учителей. Многие выпускники окончили ее с золотыми и серебряными медалями. Но это, конечно, не главное. Школа действительно готовит детей к выходу в «большую жизнь», стараясь вложить в них как можно больше, всесторонне развивая учеников по различным направлениям.

1 сентября за парты Валдайской школы сядут сорок учеников. В первом классе – всего один. Но мне кажется, что в сфере образования пора прекращать использовать количественный показатель для определения успешности той или иной школы. В Карелии уж точно.