Найти тему
Смотритель театра

22 октября 2009 года - Предпремьерный показ спектакля «Дядя Ваня»

Я вернулась с полуофициальной премьеры. Заменили "Шум за сценой" на "Дядю Ваню"... Ох, как некоторые зрители возмущались... и брали билеты на 19 ноября, даже с доплатой (на "Шум за сценой"). На «Дяде Ване» зал полон, но приставных стульев не видела. Кончаловский сидел в зале, за режиссерским "пультом", декорации меняли по команде помрежа, она за этими действиями следила прямо на сцене. Начало спектакля встретили напряженно, с ожиданием... Андрей Сергеевич что-то говорил, но его, увы слышал только первый ряд (я сидела в 15 ряду партера, 1 место).
На служебный вход не ходила... у нас льет дождина..., да и мне еще надо было заскочить в кинотеатр "Художественный", (наивная, думала, что успею). Поэтому я ушла.

Ну, конечно же, я очень благодарна девчатам, что вовремя меня предупредили, я смогла резко сгруппироваться и галопам промчалась по последним заданиям сегодняшнего дня.

(Примчалась к театру, там мощнейший ажиотаж... (об этом написано на форуме Александра Домогарова).
Андрей Сергеевич Кончаловский, что-то говорил перед началом, но я не поняла... далеко все-таки сидела.
Интересная особенность - начало спектакля и все актеры сидят на сцене, там в кулисах проставлены стулья, и актеры вышли, и сели там. (не факт, что это останется в спектакле)).

Если помните... пьеса начинается с диалога Астрова и няньки. И вот они вдвоем встают со стульев и идут на первый план.

Выгородка очень простая, по середине сцены помост, на котором будут устанавливаться все необходимые по мере движения спектакля предметы реквизита. Чуть выше человеческого роста натянута леска для шторы. На заднике сцены огромный белый экран... по бокам - слева ряд глубоких кресел - 3 штуки, шкаф: справа - кровать и ряд стульев - ну а еще глубже в кулисы стулья веером - справа и слева по 6 шт.

Начало первой картины - на помосте стол, что-то типа веранды усадьбы и диалог няньки и Астрова. Речь Астрова льется легко и спокойно, окаменел он, когда говорил, про умершего под хлороформом стрелочника. Нянька, немного юморная, Кузнецова завернута во все одежонки как в паранджу, узнать можно только по голосу... что как раз и сделала моя соседка, наклонилась к моему уху и спросила, "это - Кузнецова?"
Астров приходит в дом с дождя, поэтому он уже весь мокрый, и в тоже время начало диалога ведет - выпивая чуть ли не полный бак воды и часть воды выливает в дачный рукомойник и активно плещется над тазиком.

Ну, представьте, как на даче, на стеночке прибит держатель для бронзового дачного рукомойника, надо подкидывать ладошкой вверх клапан. Под ним медный тазик, рядом тоже медное ведро (стандартное по размеру) с водой. И вот он приходит в дом, подбивает вверх рукомойник, там воды нет, заглядывает в ведро, берет его, напивается оттуда воды, совершенно не заботясь, что часть воды вытекает ему за ворот и на грудь, остальное выливает в рукомойник, ополаскивает лицо, шею, набирает в пригоршню воды промокает себе подмышками. Нормально плескается под рукомойником, только не стаскивая с себя рубаху (это был бы вообще высший пилотаж). Как будто он пришел потный с дороги пыльной.

Приходят профессор, профессорша, Соня и Телегин. Тут меня больше всего поразил Бобровский - тут он в два обхвата... но это так мило... голос не менял, да там у него и фраз-то с гулькин нос.

По прошествии спектакля хочу сказать... что нянька и Соня - близнецы-братья... они даже похожи... одеждой, походкой, манерой говорить... вот что в дальнейшем ждет Соню. Ну, какой-то такой серенький вид у нее... ну страдает от неразделенной любви к Астрову... и все...

Профессорша, это, наверное, "белая леди" из видений дяди Вани и дама полусвета, она полюбила профессора, хоть она и говорит, что за его творческую натуру, но все равно это надежда на "лучшую красивую жизнь".

Войницкий (Деревянко) прямо Эраст Гарин в миниатюре, (почему-то сразу вспомнился король из "Золушки").

Телегин-Вафля - почти ничего и не произносит, у него там две-три фразы... но он там такой колоритный персонаж... За один его внешний вид - я отдала Бобровскому один из своих двух букетов.

Серебряков (Филиппенко), почти тот же самый, что и в «Предбаннике». Ну, у него хороша ночная сцена - этакий домашний деспот, и еще сцена "к нам едет ревизор...". В конце свою тираду: - "дело делать надо", он говорит, четко посылая ее Астрову.

Ярко прошла перепалка маман с Войницким... его монолог о светлой личности...

У Александра Домогарова шикарное расположение - кресло-качалка. Войницкий начинает ухаживания за Еленой Андреевной. Монолог Астрова: - "российские леса трещат под топором" проходит, как простая констатация факта, без ложного пафоса. Тут приходит работник и объявляет, что за Михал Львовичем приехал экипаж с фабрики... на дорожку доктор принимает водочки. Дальнейшие возлияния прерывает Соня, убирает от Астрова графинчик. Как раз интересно прошли поиски большой фуражки. Соня подначивает Астрова, дразнит его этой фуражкой, и еще, дотрагиваясь до плеча и лацканов плаща доктора, сбивает с него целое облако пыли. Астров уезжает. Смена декораций - на заднике, большом экране, показывают современные виды нашей Триумфальной площади, как будто только сейчас снято.

Да, забыла сказать... перед первой сценой на экране показывали фотографии Чехова, разнообразная подборочка... И в сцене, где Астров показывает свои схемы лесных угодий, он ей показывает большие фотографии, а зрителям, эти же фотографии проецируют на экран (это уже реверанс в сторону социального неравенства и нищеты).

Костюмы к спектаклю подготовлены основательно... Ну, Вафля понятно - у него один костюм на весь спектакль..., но зато какой шикарный и объемный костюмчик.
У няньки тоже один костюм; у Сони - тоже один (вот какая она на поклонах - такая и весь спектакль).
Две смены костюмов у Астрова; у профессора – тоже. И активно меняет костюмы Войницкий. Вот такой у нас Войницкий - хлыщ...

У Астрова - этакая рубаха черносотенца, только густо синего цвета и сверху белый наряд, холщовые брюки, мягкий пиджак, засиженный (в общем, он сзади весь мятый), во втором акте по элегантнее (его завтра опишу).

Второе действие конечно же комично с позиций пьяного Астрова и поддатого Вафли... Тут Александр Домогаров куражился над собой по полной программе, его и шатало и ему бы встать хочется, а не получается...

И вторая его яркая сцена - попытка обладать Еленой Андреевной - очень пышно юбки взлетели... и ухаживания мощные... В тоже время и моменты сарказма и иронии, когда профессорша допрашивает его относительно любви к Соне.

Хорошо сцена с Войницким прошла, когда Астров пытается забрать у того баночку с морфием. Ну и снова ход с бритьем на сцене - только уже брился не с оборотом на зал, а зеркальце на бюро стояло.

Поклоны царственные... Александр Домогаров посередине... и цветов целая клумба... Немножко рисовался... Сегодня на поклонах Домогаров не отключался... и цветы брал с огромным желанием...

Спектакль идет два с половиной часа.

В зале много актеров, лица разные... кто-то активно фотографировался в фойе. Моссоветовские актеры, естественно, были. Билетерша говорит, в основном все были вчера, (т.е. 21 числа). В фойе видела «молодых Прохоровых» - Костика и Риту, вдвоем под ручку ходили. Марию Святославовну Кнушевицкую не видела.

А завтра - т.е. уже сегодня - огромное желание пойти, поэтому постараюсь приехать к театру и схватить хоть какой, дешевый билет... у меня же деньги не резиновые...

И я уже полюбила этот спектакль...

Вот только полюбила из-за Астрова, он действительно - как "Леший" здесь, он другой, И Елена Андреевна увлеклась им не зря, он не спал и не ходил по этой усадьбе как сонная муха, и не вздыхал от безысходной любовной истомы, как этот дядя Ваня.

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Смотрителя театра»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит посещать театры, музеи и выставки. Если Вам интересно, давайте будем обсуждать эти рассказы друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!