О лидерстве в области охраны труда - важнейшем элементе в развитии культуры безопасности - рассказывает заместитель директора Группы SRG по направлению “Консалтинг по охране труда” (входит в топ-3 отечественных компаний, оказывающих услуги в сфере охраны и безопасности труда) Дмитрий Гордиенко.
Ключевым элементом развития культуры безопасности (КБ) на предприятии является лидерство. Лидер - это не просто человек, который руководит, но тот, кто направляет и вдохновляет подчиненных. Подход руководителя к решению вопросов в области охраны труда, его отношение к происходящему и то, как он реагирует на происходящее влияет на атмосферу в команде и способствует культуральным изменениям. Демонстрация ощутимого лидерства важна для формирования базовых норм поведения всех сотрудников организации.
Кажется очевидным, что охрана труда должна быть в центре интересов всей компании, но на практике это не всегда так, поэтому важно развивать лидерство в компаниях и на предприятиях. Необычайно значимым является личный пример руководителя. Если он, игнорируя требования правил безопасности, спускается по лестнице в цеху, не держась за поручни, или выходит на производственный участок без требуемых СИЗ, то не стоит ждать положительного отношения к безопасности и от членов его команды.
Подход нашей компании к лидерской модели поведения состоит в том, что лидер, перед принятием любого решения и при выполнении любого действия, оценивает, как это решение или действие может отразится на конкретном сотруднике, на атмосфере в коллективе и на культуре безопасности Компании в целом.
К сожалению, далеко не все руководители являются лидерами в безопасности. Существуют стандарты и правила по охране труда, обязательные к выполнению, согласно законодательным требованиям, за их невыполнение предусмотрена ответственность. А есть стандарты и правила, направленные на развитие КБ в организации, но которые при этом не являются законодательными требованиями, то есть ответственность за их невыполнение не предусмотрена. Многие руководители относятся несерьезно к выполнению требований таких стандартов, делегируют их своим подчиненным, сами не выполняют стандарты, демонстрируют пренебрежение к ним. Чем больше таких руководителей, тем больше барьеров для развития культуры безопасности в компании.
Существует разница между лидером и руководителем, ведь наличие властных полномочий не делает человека лидером.
Рассмотрим пример: допустим, внедряется новый стандарт по охране труда. Один руководитель проигнорирует выполнение стандарта или подойдет к этому формально. Его отношение к стандарту повлечет за собой негативное отношение сотрудников. Теперь рассмотрим другую ситуацию: руководитель объясняет подчиненным, что для решения некой проблемы был разработан стандарт, что он сам этот стандарт поддерживает и видит в нём пользу, что сам он будет выполнять определенные действия в соответствии с этим стандартом, а от команды ожидает определенных достижений, которые он будет регулярно оценивать, и далее предлагает участникам команды совместно обсудить, как внедрить этот стандарт максимально эффективно.
Необходимые лидерские качества компания может развивать в линейных и топ-руководителях с помощью обучения лидерской модели поведения, путем постановки перед ними целей и оценки их лидерства в области безопасности.
Основная сложность развития лидерства в компаниях в том, что не внедряются инструменты, позволяющие измерять лидерство, а ведь важно уметь измерять то, что пытаешься изменить. В портфеле инструментов SRG-ECO для развития КБ есть в том числе инструменты для развития и оценки лидерства в безопасности. В основу положены лучшие мировые практики оценки лидерских качеств руководителей, адаптированные под отечественные реалии. С помощью этих инструментов любая компания сможет вырастить лидеров по безопасности.
Суть этих инструментов сводится к тому, что руководителям разного уровня, с определённой периодичностью необходимо доказывать, что они действительно являются лидерами, то есть наглядно демонстрировать свои личные лидерские качества. А настоящий лидер по безопасности должен обладать следующими качествами: знать требования определенного стандарта по ОТ, выполнять эти требования, достигать целевых значений в своей зоне ответственности (эффективно руководить процессом) и быть лидером по применению данного стандарта в восприятии коллектива.
Конечно, для роста лидерских качеств руководителей необходимо организовать теоретическую и практическую подготовку, что позволяет создавать среду, в которой эти качества измеряются и развиваются. Практика внедрения этих инструментов показала достижение значительного роста количественных и качественных показателей в зоне ответственности лидеров. В свою очередь, лидеры для достижения целевых значений стандартов выстраивают эффективное взаимодействие со всей своей командой и оценивают уже своих подчиненных по схожим параметрам, т.е. происходит массовое вовлечение сотрудников в процесс развития культуры безопасности. Кроме этого, существуют инструменты для развития лидерских качество среди рабочих, с их внедрением также помогут эксперты SRG-ECO.
Резюмируем: развитие лидерства в безопасности способствует значительному росту процессов управления охраной труда.
Больше информации о курсе “Лидерство в безопасности” по ссылке.