Трудно писать о человеке, о котором, кажется, уже всё написано и сказано. Мы фактически всё знаем об удивительной актрисе Фаине Георгиевне Раневской (1896-1984). Но всё же попытаемся ещё раз заглянуть в её судьбу.
7 интересных фактов из жизни Фаины Раневской.
1. В детстве Фанни (таким было её настоящее имя) считала себя нелюбимым ребёнком, была замкнутой и нелюдимой, к тому же она заикалась. У неё не складывались отношения с домашними, со сверстниками в гимназии. Проучившись младшие классы, Фанни умолила родителей забрать её оттуда. Она получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее образование – музыка, пение, иностранные языки, а позже окончила гимназию экстерном.
2. Первой большой удачей в жизни Фаины Раневской стало знакомство с тогдашней звездой балета Екатериной Гельцер. Именно благодаря ей Фаина Георгиевна познакомилась с людьми, о знакомстве с которыми раньше и мечтать не могла: Мандельштам, Маяковский, Гумилёв, Анна Ахматова, позже ставшая искренней подругой Раневской, Марина Цветаева, которую Раневская потом опекала, и многие-многие другие. Но главным было не это. В своих воспоминаниях Раневская признавалась:
«Восхитительная Гельцер устроила меня на выходные роли в летний Малаховский театр».
Первая роль в первой пьесе - «Тот, кто получает пощёчины» Леонида Андреева - у Фаины была без слов.
3. Первой ролью Раневской в кино стала мадам Луазо в фильме Ромма «Пышка» в 1934 году. После «Пышки» Раневская решила больше в кино не работать - «слишком это всё мучительно», но позже она изменила своё решение, подарив нам блестящие роли в двадцати пяти фильмах: попадью в «Думе про казака Голоту», жену инспектора в «Человеке в футляре», Иду в «Ошибке инженера Кочина», Розу Скороход в «Мечте» и, конечно, Лёлю - «Муля, не нервируй меня!» - в «Подкидыше». Незабываемы также её работы в «Свадьбе», «Весне», «Золушке».
4. С фильмом «Весна» связана интересная и малоизвестная история. Фильм начал сниматься в 1945 году. Режиссёр фильма Александров обещал, что окончание фильма они будут снимать в Праге. Там был прекрасно обустроенный съёмочный павильон, который достался советским кинематографистам в качестве трофея. Но не прекрасные условия съёмок волновали Фаину Раневскую. Она мечтала о встрече с семьей, которую не видела уже тридцать лет. Её отец к тому времени уже умер, но были живы брат, сестра и мать, которые жили недалеко от Праги. Раневская знала адрес своих родных — его ей передали ещё в двадцатые годы. Но писем друг другу они не писали, потому что такая переписка в то время была чревата страшными последствиями. Раневская никому никогда не рассказывала, как она встретилась с родными. Одно только было известно: как только заканчивался съёмочный день, она, соблюдая все условия конспирации, спешила в дом к матери, сестре, брату. Только три человека из съёмочной группы знали, куда в самом деле исчезает Раневская.
«За долгие годы я впервые почувствовала себя счастливой», —
скажет потом Фаина Георгиевна.
5. В 1961 году Фаина Георгиевна получила письмо от своей сестры Беллы (Изабелла Георгиевна Аплеен), которая жила одно время во Франции, а потом, похоронив мужа, перебралась в Турцию. Сестра была тоже одинока и просила помочь ей вернуться в СССР. Помогла министр культуры Екатерина Фурцева. Несколько лет сёстры прожили вместе. Вскоре у Беллы обнаружили рак. Её прооперировали, но операция не помогла. В 1964 году Изабелла Георгиевна умерла.
6. Фаина Раневская выходила на сцену до 87 лет. Она ушла из театра только в 1982 году, тогда, когда поняла. что не может запоминать роли. Фаина Георгиевна ушла от нас 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии.
7. Фаина Раневская не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара, однако Британская энциклопедия «Кто есть кто» в 1992 году именно её имя включила в список десяти самых выдающихся актрис 20-го столетия.