В России цена нового автомобиля одной и той же модели может отличаться в зависимости от порядка импорта и последующего оформления. Разница в стоимости связана с тем, что можно провести таможенное оформление как на территории страны, так и через государства, входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — Казахстан, Кыргызстан, Армению и Беларусь. Таможенное оформление в одной из стран ЕАЭС предоставляет возможность снизить таможенную стоимость автомобиля, что делает его более привлекательным по цене. Однако это ведет к снижению таможенных доходов в бюджет Российской Федерации. Сложность ситуации усиливается едиными налоговыми ставками в странах ЕАЭС, что препятствует непосредственному взысканию этих средств без дополнительных мер.
В ответ на эту проблему было принято решение о пересмотре порядка расчета утилизационного сбора, добавив к нему недополученные суммы таможенных пошлин, НДС и акцизов. Дополнительные суммы будут определяться на основании среднерыночной стоимости транспортного средства, информация о которой будет содержаться в специальном реестре, который станет обязанностью Министерства промышленности и торговли. Обновление реестра планируется не реже одного раза в квартал. Нововведения направлены на предотвращение ситуаций, когда индивидуальные импортеры и компании, ввозящие автомобили, которые уже прошли таможенную очистку в странах ЕАЭС, получают несправедливое преимущество перед теми, кто осуществляет таможенное оформление в России и выплачивает все предусмотренные законодательством налоги и сборы.
Дополнительно изменения коснутся ввоза электромобилей и гибридов, для которых таможенное оформление должно происходить исключительно на территории Российской Федерации.
Что изменится в утилизационном сборе с 1 апреля 2024 года
• Автомобиль произведен или растаможен в России: Ничего не меняется. Покупатель платит стандартный утилизационный сбор, величина которого зависит от категории транспортного средства. Продавец обычно включает его в стоимость автомобиля.
• Автомобиль растаможен в одной из стран ЕАЭС: К сумме утилизационного сбора будут добавлены недостающие платежи:
• Таможенная пошлина: Сумма скорректируется с учетом разницы между реально уплаченной пошлиной и суммой, которая должна быть оплачена согласно среднерыночной стоимости автомобиля, указанной Минпромторгом.
• НДС: Если фактически уплаченная сумма НДС окажется ниже указанной в списках Минпромторга, она будет увеличена.
• Акциз: Будет скорректирован, если оплаченная сумма не соответствует расчетам на основе мощности двигателя автомобиля. Если разница окажется отрицательной, она приравнивается к нулю.
Стоит отметить, что если при таможенном оформлении стоимость автомобиля была намеренно занижена, утилизационный сбор может значительно возрасти. Точные размеры сбора будут определяться на основе средней рыночной стоимости, зарегистрированной в официальном списке Минпромторга. Если же пошлины, НДС или акцизы были уплачены в полном объеме, никаких изменений в утилизационном сборе не произойдет. Начисление сбора будет проводиться по формуле, установленной правительством, а его правильность будут проверять сотрудники Федеральной таможенной службы.
Формула расчета утилизационного сбора:
УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка, где:
• УСед — базовая сумма утилизационного сбора, рассчитываемая согласно Постановлению № 1291.
• Ктп — разница между уплаченной и расчетной таможенной пошлиной по данным Минпромторга.
• Кндс — разница между уплаченным НДС и расчетным НДС по данным Минпромторга.
• Ка — разница между уплаченным акцизом и акцизом, рассчитанным на основе мощности двигателя.
Эти изменения не затронут физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, которые растамаживают автомобили из стран ЕАЭС непосредственно в России.
Как изменятся ставки утилизационного сбора
С 1 апреля ставки утилизационного сбора в Российской Федерации останутся без изменений. Однако теперь растаможка электрокаров из стран ЕАЭС будет возможна только на территории России. Утилизационный сбор за мотоциклы по-прежнему не взимается. Для грузовых автомобилей ставки сбора продолжают зависеть от возраста и веса транспортного средства. Если прицепы или полуприцепы весят более 10 тонн, сбор оплачивается. Для автомобилей младше трех лет сумма составляет 600 000 рублей, для старше трех лет — 2 025 000 рублей.