Найти тему
АиФ – Нижний Новгород

Между прошлым и будущим. Фуникулёр в Нижегородском кремле готовится к пуску

   Между прошлым и будущим.
Между прошлым и будущим.

Новый долгожданный объект в скором времени появится на туристической карте Нижнего Новгорода. Кремлевский фуникулёр получил разрешение на ввод в эксплуатацию, ключевые документы от Ростехнадзора и теперь готовится к открытию. Вот уже несколько лет жители и гости города с любопытством заглядываются на строящиеся станции фуникулера, не имея возможности зайти внутрь. Журналист nn.aif.ru побывал внутри станций и даже прокатился на подъемнике.

Пункт отправления — кремль

Экскурсию для журналистов провели управляющий делами Правительства Нижегородской области Дмитрий Грызин и заместитель директора ГП НО «ДиРОН» Татьяна Коннова. Они рассказали, что новый фуникулер воссоздает исторический элеватор, работавший в конце XIX — начале XX века. Причем речь идет о единственном подобном объекте в России, расположенном в непосредственной близости от объекта культурного наследия — стены Нижегородского кремля.

Верхняя станция нового фуникулера выполнена в современном стиле. Первое, что сразу привлекает внимание, — просторная входная группа, полная тепла и света. Такой эффект создают стеклянные стены и деревянная отделка помещения. Общая площадь верхней станции — 846,8 кв.м. Здесь предусмотрено разделение потоков, чтобы пассажиры отправляющиеся и прибывающие не мешали друг другу.

   Фото: «АиФ-Нижний Новгород»/ Светлана Звонкова
Фото: «АиФ-Нижний Новгород»/ Светлана Звонкова

Прямо по курсу входящий на станцию видит терминалы оплаты, турникеты и диспетчерскую. По левую руку от него в помещении с видами на кремлевскую стену, Нижегородскую филармонию им. Ростроповича и Манеж вскоре появится пункт общественного питания.

По правую руку расположен уникальный арт-объект. «Во время строительных работ обнаружены фундамент и остатки стен исторической водонапорной башни, с помощью которой работал старый фуникулёр. Два вагончика двигались за счет наполнения водой специального резервуара и системы перевеса. Было принято решение сохранить их в качестве выставочного экспоната, поместив под стекло и сделав художественную подсветку», — сообщил Дмитрий Грызин.

Перед глазами — остатки восьмиугольного сооружения из красного кирпича. Витражное стекло позволяет подробно рассмотреть кирпичную кладку, при этом добавляя дополнительную изюминку интерьеру. Стекло в плоскости пола способно выдерживать вес взрослого человека, поэтому по нему можно ходить.

   Стеклянный пол позволяет увидеть остатки старинной водонапорной башни. Фото: «АиФ-Нижний Новгород»/ Светлана Звонкова
Стеклянный пол позволяет увидеть остатки старинной водонапорной башни. Фото: «АиФ-Нижний Новгород»/ Светлана Звонкова

В путь!

Как рассказал Дмитрий Грызин, первыми по маршруту отправились мешки с песком. Специалисты проверяли работу фуникулера экстремальными нагрузками. При грузоподъемности в 3 тонны, или 40 человек, от станции до станции переправили более 3,5 тонн песка. Изучалась реакция оборудования на экстренное торможение.

После тестовых запусков и получения разрешения на перевозку людей опробовать новый вид туристического транспорта смогли журналисты. Трассу протяженностью более 130 м кабинка фуникулера проходит максимум за две минуты, скорость движения может регулироваться оператором от 1 до 2 м/с.

   Сотрудник станции. Когда фуникулёр будет работать в полную силу, каждый день здесь будут заняты не менее 12 человек. Фото: «АиФ-Нижний Новгород»/ Светлана Звонкова
Сотрудник станции. Когда фуникулёр будет работать в полную силу, каждый день здесь будут заняты не менее 12 человек. Фото: «АиФ-Нижний Новгород»/ Светлана Звонкова

Часть тоннеля проходит под кремлевской стеной, поэтому является закрытой. Однако, уже спустя несколько секунд перед пассажирами открываются виды на Волгу и улицу Кожевенную.

«Тоннель нашего фуникулёра шире тоннеля московского метрополитена. По геометрии он повторят исторический, поскольку сделан на основе старого тоннеля, но выполнен заново», — отметил Дмитрий Грызин.

По словам управделами кремля, особое внимание уделили безопасности объекта. Здесь смонтированы системы порошкового пожаротушения и дымоудаления, на станциях и в тоннеле размещены огнетушители, работает аварийная лестница. Кроме того, кабинка фуникулёра оборудована системой связи с дежурным на станции.

Пункт назначения — волжские просторы

Отправляясь с верхней станции в современном стиле, на нижней человек будто бы попадает в прошлое. Подрядчики воссоздали исторический облик станции площадью 391,3 кв. м и снаружи, и внутри.

Интерьер нижней станции представлен в сдержанном серо-зелёном тоне с шахматной плиткой на полу и благородными медными люстрами, также воссозданными по историческим фотографиям. В отличие от верхней станции, здесь выбраны не панорамные окна, а окна с декоративной раскладкой, как это было исторически. Над входом красуется арочное окно.

Не прошло и трёх лет

Кремлевский фуникулёр планировалось запустить в далеком 2021 году, в год 800-летия города. Сделать это помешало целое множество объективных и субъективных причин.

Сначала в планы строителей вмешалась находка археологов — остатки водонапорной башни. Из-за нее была изменена конфигурация станции. Поскольку это произошло на стадии устройства котлована, в проект были, насколько это возможно, оперативно внесены изменения.

Затем летом 2023 года эксперты обнаружили дефект бетонирования и гидроизоляции тоннеля. Запланированную отделку тоннеля пришлось отложить. Вместо этого пришлось заниматься усилением бетонных конструкций и устройством дополнительной гидроизоляции.

«Вагончик проходит под объектом культурного наследия — кремлевской стеной. Нужно было огромное количество мероприятий провести, чтобы не было риска её потери. Работы, в основном, проводились вручную, технику использовали дозированно, насколько могли», — заявил журналистам Дмитрий Грызин.

Следующим испытанием для проекта стал оползень на участке склона кремля, в связи с ним пришлось проводить укрепление склонов. Сейчас для обеспечения безопасности здесь ведут постоянный геомониторинг.

Сохраняя историю места

Завершение строительства фуникулёра в кремле особо ценно, что в 2024 году Нижний Новгород носит статус Культурной столицы России. Получается, спустя век подъёмник снова свяжет в единую прогулочную зону Нижневолжскую набережную, улицу Рождественскую и Нижегородский кремль, сохраняя историю места.

   Фото: Правительство Нижегородской области/ Фото из собрания Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области
Фото: Правительство Нижегородской области/ Фото из собрания Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области

Прежний элеватор был построен в 1896 году «Финляндской компанией лёгкого пароходства» петербургского предпринимателя Р. К. фон Гартмана ко Всероссийской промышленной и художественной выставке. Спустя 30 лет после революции 1917 года он закрылся. Потом, поработав ещё с 1923-го по 1926 гг., он окончательно прекратил ходить.