До нового учебного года остаётся неделя, а учителя продолжают увольняться из школы. И знаете, я уже не помню, особенно отчество, всех своих коллег в школе, потому что слишком часто они стали меняться. На днях в общий чат добавили ещё 3 сотрудника. И если копнуть глубже, то дело не только в зарплате. А новости, про то, как в одну из рязанских школ всё-таки нашли учителя за 25 тысяч рублей в месяц, читаешь, как полёт человека на другую планету.
Какие причины дефицита кадров в системе образования и куда мы идём, давайте разбираться.
Путину доложили, что дефицита нет
Вчера состоялось совещание Владимира Путина с членами Правительства РФ. Одним из докладчиков был наш любимый министр Сергей Сергеевич Кравцов, который в своём докладе заявил, что по данным портала «Работа России» около 2% вакансий и огромную роль здесь играют выпускники вузов. Например, в 2024 году выпуск составил более 41 тысячи молодых специалистов.
«Хочу сказать, что у нас педагогическое образование остаётся в тройке популярных профессий для поступления школьников. В этом году средний конкурс в педагогический университет у нас составил порядка 10 человек на место. То есть молодые ребята пошли выбирать профессию учителя», - сказал министр.
Но, по-моему, не надо быть экспертом, чтобы понять всю правду о нехватки кадров в школы. Откройте любой региональный портал, и вы увидите новости о том, как очередной чиновник докладывает своему губернатору о нехватки педагогов в регионе. К Екатеринбургу мы чуть позже вернёмся.
Но если главный человек нашей отрасли говорит, что проблемы нет, то работаем дальше.
В школу под Рязанью найден учитель на зарплату в 25 тысяч рублей
А теперь мысленно дорисуйте «нолик» и прочитайте этот заголовок ещё раз. Есть ощущение, что мы человека в космос запускаем😊 И как бы смешно это ни звучало, но мои коллеги из сельской школы в Рязанской области долгие месяцы не могли найти учителя для начальной школы.
В поисках помог местный министр образования, который в своих соцсетях подтвердил, что учитель найден и проблема решена. Безусловно, я рад за жителей села Дубровичи, но ведь таких сёл и городов ещё много.
Дефицит кадров в других регионах
Открываем любой региональный портал и читаем следующее:
- Учитель истории ведёт физику: в Саратовской области заявили о дефиците педагогов
- В Казани учителей ищут по объявлениям на подъездах
- В 33-м регионе планируют устранить нехватку учителей в течение трёх лет
- Хочу жить, а не выживать: учителя Екатеринбурга рассказали, почему бегут из школ
Можем отправиться на Дальний Восток и увидим такую же картину.
- Кадровый голод накрыл школы Дальнего Востока
- В Совете Федерации заявили о нехватке в Приморье более 1 тысячи педагогов
- Учителей начальных классов и естественных наук не хватает в школах Хабаровского края
И этот список, на самом деле, я мог бы продолжать ещё долго, но мне жалко вашего времени. И надо сказать, что некоторые чиновники начинают понимать всю проблему и уже называя будущие зарплаты учителей в школах, обязательно уточняют, за какую нагрузку она будет.
Например, у меня в этом году ожидается около 30–32 часов, другими словами, практически 2 ставки. Зарплата при этом, по моим подсчётам, будет в районе 35 тысяч рублей. Надеюсь, я всё правильно подсчитал, и обязательно в октябре поделюсь точными цифрами.
Почему учителя Екатеринбурга бегут из школ
Хуже всего ситуация в уральской столице обстоит с учителями математики, русского языка и литературы, начальных классов, английского и информатики. Я бы в этот список добавил учителей физики, потому что постоянно получаю различные предложения от городских школ.
Так почему учителя бегут из школ? Прочитайте комментарии моих коллег, в которых, по сути, всё изложено.
«Я учитель русского языка и литературы, стаж — 29 лет, высшая категория. Много часов брать не могу по состоянию здоровья, работаю на ставку. Зарплата — 31 тысяча рублей. Понятно, что после уроков у меня репетиторство, которое приносит мне доход в два раза больше, а энергозатрат в два раза меньше. И нет никаких журналов, отчётов, конкурсов и «Разговоров о важном». И родители просто зайки, согласны на все мои условия».
Или другие.
«Нет больше у учителей льготного стажа в 25 лет, он стал 30 лет. Мне осталось чуть-чуть. Я очень люблю свою профессию, свою школу, но нас опустили ниже плинтуса».
«У меня педагогическое образование, но я на этапе прохождения практики в школе сразу поняла, что это гиблое дело».
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что основные причины три: зарплата, отчётность и родители. Также немалую роль играет роль нагрузка, личная жизнь, низкий статус профессии.
Пишите в комментариях, есть ли дефицит кадров в вашем регионе, городе или, как говорит, наш министр, проблема на уровне погрешности и можно продолжать работать дальше.