С умиление и теплотой в душе мы вспоминаем, как когда-то в школе играли в Зарницу, купаясь в снежных сугробах, громко вопили военные песни на смотре строя и песни, кто кого переорет. Будто это помогало четко идти шаг в шаг. Выплясывать в гимнастерках и пилотках на сцене в дни празднования Дня победы и проникновенно читать стихи Симонова. И только на уроках НВП, когда военрук рассказывал про отравляющие V-газы - становилось чуть-чуть страшновато. Только чуть-чуть. Ненадолго. Большую часть времени он рассказывал нам устройство военного мотоцикла с четырехтактным двигателем. И на этом раритете можно было даже покататься. Так что все было мирно, спокойно, и ни одна мысль не закрадывалась в голову, зачем нам это все, с какой целью, для чего? Вот есть оно и есть, как игра. Даже сборка автомата Калашникова на скорость воспринималась как обычное соревнование. И никогда и нигде не произносилось слово в*йна. Всего военного в школе была лишь каптерка, где этот автомат и хранился. Может поэтому никто и никогда не делал из всех этих мероприятий трагедии. Заняты дети, и слава Богу. Чему-то учатся, развиваются. Возможно взрослые и думали иначе, но это мои воспоминания. Это мое прошлое.
У моих детей всего этого уже не было. В 90-е вообще до детей никому дела не было. Ни школе, ни государству. Бесплатные кружки исчезли, а платные только вызревали в умах предприимчивых. Так что, кто куда прибьется. Помню, сыну предлагали в школе кружок вязания. Связал шарф. Спортзал сдавался в аренду для спортсменов, а детям предлагали только фотокружок, и то в помещении вне школы. А военная тема оставалась только в фильмах. Ничего, выросли вполне миролюбивыми людьми. Не все конечно, так ведь и люди разные. На улицах тогда было не спокойно и всяких темных личностей в подворотнях хватало. Это прошлое моих детей.
Помню уже лет 15 или более тому назад одна сотрудница показала мне видео, как ее сын участвовал в реконструкции исторических военных событий с привлечением настоящей техники, он летал и прыгал с военного вертолета. Я тогда еще подумала:"Надо же. Здоровый детина, а играет в войнушку с такими же взрослыми дядьками. Почти все всамделишное, лишь войнушка понарошку." Ну, как говорится, чем бы дитя не тешилось. Вот как-то так тема войны присутствовала в моей жизни, жизни моих детей и окружающих меня людей. Вполне себе мирно присутствовала, нигде не выпирала, никого не тревожила, жили поживали и в ус не дули, только лишь "играли мальчики в в*йну". И ни о чем таком не думали, ни сном ни духом. В День победы лишь тихо поминали своих личных победителей,спокойно, без пафоса. Зачем бередить больное? Это наше общее не очень далекое прошлое.
И вот уже век 21. Сколько-то лет назад к Дню победы вдруг активно стали играть в ряженых, умиляясь на малышей, облаченных в военные гимнастерки и пилотки, а ничего не понимающие малыши также наивно улыбались на камеру. Я встречала даже коляску для грудничков, обтянутую тканью из камуфляжа. А эти самолепные танки, навешанные на прогулочные коляски? И уже совсем недавно, два года назад, пошло поехало. Мальчик Алешенька, в танкистском шлеме провожающий настоящую военную технику, проезжающую по селу (судьбой его дальнейшей никто не интересовался? Очень нерадостная). Окопные свечи на уроках труда. Шитье кукол-Чебурашек как сувениры-талисманы на фронт. Плетение маск-сетей. Дальше в лес - больше дров. В Татарстане стали привлекать школьников к работе на вредных производствах в оборонной отрасли. И теперь уже основательно взялись за сам образовательный процесс.
В прошлом году ввели уроки "Разговоры важном". Пересмотрели и откорректировали учебники по истории. Значит теперь у родителей и детей понимание некоторых исторических фактов не будут стыковаться. Теперь совсем свеженькое. Копирую из новостной ленты.
"В российских школах предлагается ввести основы военной подготовки с первого класса, заявил «РИА Новости» депутат Госдумы Виктор Водолацкий. Ранее с такой инициативой выступил бывший участник в*йны в Украине, который предложил обучать в Сызрани учащихся первых классов основам управления беспилотником, тактической медицине и штурмовой подготовке.
«Начиная с первого класса в школах мы должны прививать ребенку любовь к малой родине и Отечеству, знание истории родной земли, умение приходить на помощь своим товарищам», — сказал он.
Он также предложил ввести в начальной школе предмет по вопросам безопасности, сохранения исторической правды и противодействия экстремизму и терроризму. По мнению депутата, такая подготовка может быть началом введения в предмет «Основы безопасности и защиты Родины».
В школах с нового учебного года вместо уроков ОБЖ будут преподавать новый предмет — «Основы безопасности и защиты Родины». Учителями, которых будут называть «преподаватель — организатор основ безопасности и защиты Родины», ими станут участники военных действий в Украине. Для нового предмета администрации некоторых учебных заведений уже закупили необходимый «инвентарь»: имитаторы военных ранений, дозиметры и макеты мин."
Что же тогда получается? Власть категорически выбраковывает воспитательный процесс моего поколения (хотя стремится вернуться в СССР) и поколения моих детей, а на внуках пытается создать свой, ультра-военизированный? Кого же хотят вырастить? Ну да, всегда играли мальчики, да и некоторые девочки, с детскими пистолетиками и ружьями/автоматами, кто-то побеждал, кто-то проигрывал. По сути развивался соревновательный дух, кто ловчее, кто быстрее. Но, учить детей с детства по-настоящему пользоваться настоящим оружием, как это демонстрируется на фото, до чего это доведет? А разглядывать, пусть и макеты, ранений, это для чего? На медицинских факультетах некоторые студенты падают в обмороки от одного только вида крови, а тут маленьким детям демонстрировать изуродованные части тел? Да еще, как это предлагается, в первых классах? Их после такого не будут преследовать ужасы?
На мой взгляд, таких предлагателей, как г-н Водолацкий, для начала, не мешало бы направить к психиатру для консультации. Во-первых, выяснить, допустимы ли его предложения с точки зрения вреда для детский психики, заодно и самому провериться. Иначе ретивые подхватят эти предложения и вырастят в итоге монстров, понятия не имеющих об эмпатии. Если у врачей с течением времени происходит такое явление, которое называется профессиональным выгоранием, то что можно будет ожидать от милитаризованного общества, взращенного с оружием в руках и созерцанием ран с младых ногтей? Предвижу, что остаток жизни придется жить под девизом - спасайся, кто может!
А прививать любовь к Родине, отечеству, родному краю у нас и так прекрасно получается через любовь к ближнему, через культуру. Не надо только лезть в этот процесс грязными сапогами. Всё эта игра в слова и дешевый популизм и до добра точно не доведут. Однозначно. Я так думаю.