Найти тему
PRIMPRESS.RU

Какие альтернативы могут заменить россиянам уходящий YouTube?

С недавнего времени российских пользователей Интернета неприятно удивили замедления в работе самого популярного видеохостинга в мире – YouTube. В начале июля он стал зависать, а видео загружались только в плохом качестве. В последние две недели у многих людей YouTube «умер» окончательно и просто перестал запускаться. Несмотря на привычный интерфейс и полюбившихся блогеров, посетители сайта начали массово переходить на другие видеохостинги в поисках достойной альтернативы. PRIMPRESS изучил самые популярные сайты, преподносящиеся как замена YouTube, чтобы понять, могут ли они в полной мере встать на место уходящего из России сервиса.

RuTube

RuTube – один из самых известных сервисов, которые преподносятся как возможная замена YouTube. Сайт начал функционировать в 2006 году, всего лишь через год после запуска зарубежной платформы, но нередко воспринимался пользователями как типичный пример сомнительного отечественного продукта, пытающегося заменить более популярный иностранный сайт. Несмотря на не лучшую репутацию, в июле 2024 года, после начала проблем с YouTube, именно RuTube оказался тем местом, куда в основном пошли новые пользователи.

Главная страница, куда попадает гость, не вызывает вопросов и кажется приветливой – здесь нормальный интерфейс и представлены каналы, рекомендации и персональный выбор от самой платформы. Однако при более углубленном изучении почти сразу становятся заметны шероховатости и непонятные моменты.

Так, например, при переходе на страницу с популярными каналами каждый раз на экране будет возникать баннер с предложением подписаться, и пользователь должен самостоятельно закрывать его даже после десятого посещения. При этом разделить самые популярные видео на этой странице на жанры нельзя – полотном идут ТВ-шоу, фильмы, спортивные матчи и блоги.

Кажется, что разбить видео на категории поможет каталог, в котором отдельно можно выбрать спорт, фильмы, новости, музыку, но даже тут видеохостинг работает непонятно. Ролик с полумиллионом просмотров оказывается в разделе «новинки», тогда как в «топе» почему-то располагаются публикации, которые не посмотрели даже 10 тысяч человек. По какому алгоритму это работает – непонятно.

Отдельно стоит отметить интерфейс открытого видео. Видеохостинг заметно улучшил вид по сравнению с тем, как он выглядел раньше, и сильно похож на привычный многим YouTube. Видеоплеер также работает без нареканий, и ролики загружаются нормально, но и здесь не обошлось без минусов.

Во-первых, на сайте полностью отсутствуют субтитры, как генерируемые автоматически, так и создаваемые пользователями. Это затрудняет ознакомление с видео, имеющими фрагменты речи на других языках, и лишает сайт инклюзивности, усложняя просмотр людям с проблемами со слухом.

Во-вторых, комментарии под видео нельзя никак отфильтровать: в том же YouTube была возможность увидеть самые популярные или последние отзывы пользователей. Здесь они идут строго по дате публикации, и интересные мысли других зрителей могут просто затеряться среди потока новых.

Третий недостаток, который бросился в глаза, – плохая защита от контента сомнительного содержания. На YouTube такие видеоролики возможно посмотреть, только если пользователь зарегистрирован и нажал на кнопку, подтверждающую возраст. На RuTube зрителя тоже просят отметить, что ему есть 18 лет, но при этом заводить личный профиль не требуется, и доступ к контенту есть у любого гостя сайта.

Самый главный недостаток, который не дает назвать видеохостинг российским аналогом YouTube, – контент. Площадка имеет схожий функционал, возможность просмотра на большом экране через Smart TV и Android, но почти все русскоязычные авторы, построившие карьеру на зарубежном сайте, остались там, несмотря на ограничения. На RuTube есть пиратские фильмы, недоступные в России, свои блогеры и шоу, но почти все они перекочевали на сайт с телевидения. Постоянные трансляции с федеральных каналов на главной странице лишь усиливают мысль, что отечественный видеохостинг – новый телевизор, а не замена ушедшему из России сайта и такого разнообразия видео на нем нет.

VK Видео

«VK Видео», как и RuTube, – один из первых вариантов, приходящих на ум, когда речь идет об альтернативах YouTube. «ВКонтакте» – популярная российская социальная сеть, существующая с 2006 года и по сей день посещаемая миллионами пользователей. Платформа, созданная изначально для общения, обмена фотографиями, вступления в группы и игр в браузерные приложения, с недавнего времени тоже начала пытаться выполнять функции видеохостинга.

В многогранности платформы и кроется главная проблема, которая не дает назвать ее полноценной заменой YouTube, – нагромождение функционала. «ВКонтакте» остается в первую очередь социальной сетью, а это значит, что, помимо просмотра видео, в ней есть сообщества, фотографии, приложения и музыка. Кажется, что неплохо, когда есть все и сразу, но из-за этого платформа нередко работает нестабильно, что влияет и на просмотр роликов.

Кроме того, неудобен просмотр видео для незарегистрированных пользователей. Отсутствие возможности составить плейлисты и сохранить запись – нормальные ограничения для человека без личного аккаунта, которые есть и на других платформах. Но в сети «ВКонтакте» предложение завести страницу может быть очень назойливым, появляясь после просмотра нескольких видео и требуя не только электронную почту, но и верификацию через телефон. Также незарегистрированные пользователи не могут открыть ленту коротких видео «VK клипы».

Самое главное, что должен давать видеохостинг, – удобный просмотр роликов и в соцсети «ВКонтакте», но и здесь не обошлось без минусов. Во время просмотра могут встречаться зависания и сжатие качества видео, хотя сейчас плеер работает заметно стабильнее, чем раньше. Есть недостатки в интерфейсе и рекомендациях.

Первое – алгоритмы отображения. Интерфейс кажется понятным и минималистичным, но иногда видео залетают не в ту категорию, куда надо. Например, запись с прохождением компьютерной игры про Средневековье оказалась в разделе «Спорт», тогда как есть отдельная категория «Киберспорт», что делает поиск видео менее интуитивным и простым.

Второй минус – реклама. Нередко пользователь вынужден смотреть информационный ролик от 10 до 30 секунд, прежде чем увидеть желаемое видео. Это не кажется чем-то необычным, такие вставки есть везде, но здесь реклама может «вылезти» даже перед коротким видео, хронометраж которого уступает самой интеграции. Также информационный ролик может прогрузиться не сразу, а запуститься только на 3-5-й секунде просмотра основного видео.

Третий минус – интерфейс «VK клипов». Внедрение в видеохостинги коротких видео стало трендом, который задал TikTok. Такое уже есть на YouTube, RuTube и других популярных платформах. В соцсети «ВКонтакте» функция работает стабильно, но неудачно сделан интерфейс. Во время просмотра клипа он смещен вверх, а снизу наполовину торчит следующий ролик. На других платформах открытая запись отцентрована, и ничто не мешает просмотру.

Еще один недостаток – комментарии. Как и на RuTube, под видео просто нет функции фильтрации комментариев по количеству лайков или дате публикации. Они идут полотном от первого к последнему. Более того, ветка не отображается полностью – если отзывов слишком много, то система требует нажимать на кнопку «показать следующие 200 комментариев», чтобы их подгрузить. Непрерывно листать не получится.

Ну и самый главный минус, применимый почти ко всем альтернативным YouTube платформам, – контент. Многие блогеры стали переходить на «VK Видео» и сделали свои ролики эксклюзивными для этой площадки, но даже так количество и разнообразие предлагаемых к просмотру видео намного скуднее. «ВКонтакте» попытался уместить в одну платформу и социальную сеть, и короткие, и полноценные видео, из-за чего как видеохостинг он просто теряется и не выглядит как полноценная замена YouTube. Существует приложение «VK видео», не связанное соцсетью, но его нужно скачивать отдельно.

«Дзен Видео»

Последняя в подборке площадка – «Дзен Видео». Российская платформа «Яндекс Дзен» создана в 2015 году, и у многих в первую очередь ассоциируется с новостями и ведением личных блогов в текстовом виде. Здесь авторы пишут обзоры на разные тематики, кулинарные рецепты и просто делятся своими мыслями. Но и эта площадка какое-то время назад попыталась стать «отечественным YouTube», изменив раздел с видео под более привычный для видеохостингов интерфейс, введя короткие ролики и разбив их на жанры.

Интерфейс выглядит простым и понятным – на странице пользователя встречает подборка из видео на разную тематику, а ниже расположены короткие видео. Гостю сайта сразу дают понять, что видеохостинг не основная, а одна из функций платформы, ведь слева всегда есть разделы со статьями и новостями. Однако это приводит к определенным проблемам и неудобствам, как и в предыдущих вариантах, которые видны при более детальном изучении.

Первое, что вызывает вопросы, – разделение на категории. Здесь перечень тем располагается над видео в виде ленты, что не очень удобно. При этом по какой-то причине тематики «Видеоигры» и «Детям» отдельно выделены в левую часть сайта, хотя их же можно встретить в общем списке. Когда лента заканчивается, в конце появляется кнопка «все темы», и кажется, что она перенаправит на более понятный и упорядоченный список жанров, но на самом деле там отображается большая подборка сразу всех видео, статей и коротких роликов с разными направлениями. При этом ни случайный список, ни отдельные темы упорядочить по популярности нельзя – они идут сплошным полотном по дате загрузки.

Есть неоднозначные решения и во взаимодействии с видео. При попытке открыть ролик запись автоматически создаст новую вкладку в браузере, вместо того чтобы открыться в виде окна сверху или перенаправить пользователя на соответствующую страницу. Сам плеер работает и выглядит нормально. Есть субтитры, нормальная скорость загрузки, но когда наконец открываешь первое видео, снова замечаешь еще несколько сомнительных решений.

Первое – «хитрое» расположение рекламы прямо в ленте с подборкой других видео на схожую тематику. Картинки и названия подогнаны под размер рекомендаций и располагаются в случайном порядке между ними, помечаясь малозаметной надписью «реклама» серого цвета. Причем вставки не обязательно соответствуют направлению видео – при просмотре автообзора попадаются объявления о покупке часов, ссылки на компьютерные игры и логотипы брендов одежды. Даже опытный пользователь может ненароком промахнуться и нажать на назойливую интеграцию, что откроет еще одну вкладку.

Второй недостаток – всплывающее окно регистрации. «Дзен» достаточно открыт пользователям, не имеющим личного профиля, и доступ к видео и статьям есть у всех, но баннер будет периодически возникать даже при совершении простых действий. Например, при перемотке видео резко появляется предложение завести аккаунт, но видео при этом продолжает идти, и закрывать окно нужно вручную.

Еще один незначительный, но постоянный нюанс – отключение звука при обновлении страницы. Перезапуск видео может потребоваться по разным причинам, но каждый раз после этого шкала громкости автоматически оказывается на нуле. Более неприятный, но не самый серьезный недостаток встречается в коротких видео – там поставленный на паузу ролик может сам запуститься при переключении на другую вкладку и обратно.

Про «Дзен. Видео» можно сказать то же самое, что про RuTube и «VK Видео» – платформа имеет базовую для видеохостинга структуру, интерфейс, подборки, но в первую очередь ассоциируется с текстовыми блогами и публикациями, а функционал, связанный с видео, кажется всего лишь одной из возможностей для авторов публиковать свои работы. Здесь можно найти уникальный контент и мысли от известных русскоязычных авторов, но в основном в виде текста, а их видеоролики, как правило, не становятся эксклюзивами и остаются на YouTube, несмотря на все ограничения.

Другие варианты

Нередко в подборках в Сети людям, решившим уйти с плохо работающего YouTube, предлагают десятки разных вариантов, однако они оказываются от привычного видеохостинга еще дальше, чем выше названные платформы. Вот самые популярные из них:

Twitch – платформа, созданная в первую очередь для прямых трансляций. На ней можно найти видео, но обычно это нарезки с многочасовых эфиров, и работает площадка по алгоритмам сервиса для стримов, а не как видеохостинг;

Vimeo – площадка, которую в основном используют для интеграции созданных на ней видео в другие социальные сети. Привычного потока контента на разные тематики здесь нет, а с 2022 года пользователи из России могут только смотреть чужие работы, но не пользоваться сайтом полноценно;

«Платформа» – площадка, созданная в июне 2024 года на фоне начавшихся проблем с YouTube. Несмотря на близкий к привычному интерфейс и множество видео, по активности видно, что сайт мало кому интересен – просмотры на некоторых роликах едва достигают тысячи, а множество работ от популярных авторов просто перезалиты с других площадок. Сам сайт находится в режиме Beta-тестировния, а значит, может работать нестабильно.

Telegram – нередко популярный мессенджер называют возможной заменой YouTube, однако в первую очередь это приложение – система чатов и групп. В нем просто не предусмотрены рекомендации и алгоритмы, как на полноценных видеохостингах, так же, как и подходящие для авторов инструменты. Как и многие другие площадки, Telegram нередко используют, чтобы репостить уже куда-то загруженное видео.

Важно понимать, что выше перечисленные платформы имеют положительные стороны и в каких-то мелочах даже превосходят YouTube. Кто-то использовал зарубежную площадку только для просмотра фильмов и легко найдет альтернативу, ведь российские платформы позволяют смотреть видео на большом экране. Кому-то важно монетизировать свое творчество, и здесь тоже на помощь придут отечественные сервисы. Однако полноценной платформы, которая могла бы в полной мере заменить иностранный сайт, дать такое же разнообразие контента и авторов, на данный момент нет, хотя не исключено, что в будущем ситуация изменится.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц