Найти в Дзене
Герман Геншин

35 лет назад одна из лучших консолей всех времен навсегда изменила игровой мир

Оглавление

Это был выстрел, прозвучавший по всему миру: «Sega делает то, чего нет у Nintendo».

В конце 1980-х годов Nintendo была на вершине мира. Звезда Atari падала, а талисманы вроде Марио привели японскую студию к звездной славе. Nintendo стала синонимом видеоигр, собрав игроков в одну пластиковую коробку во времена раннего Дикого Запада. Конкурировать с системой Nintendo было непросто. Для этого требовалась не просто лучшая система, но и яростный посыл, который должен был зацепить игроков.

Именно это и удалось сделать компании Sega в 1989 году, когда 14 августа 1989 года она привезла в Северную Америку 16-битную Mega Drive под новым именем - Sega Genesis. Тридцать пять лет спустя это имя стало символичным. Genesis стала не только местом рождения Соника-Ежика и всего наследия Sega; она положила начало современной войне игровых консолей, какой мы ее знаем. И хотя Sega уже давно проиграла начатую ею битву, ее влияние ощущается и сегодня, что делает Genesis одной из самых значимых систем в истории.

Начало войны

В 2024 году Sega Genesis пользуется заслуженной популярностью - и не зря. NES от Sega была мощной системой для того времени, демонстрирующей возможности 16-битной графики. При этом она обладала обширным набором игр. Я и по сей день регулярно открываю для себя жемчужины той эпохи (каталог Sega Genesis на Nintendo Switch Online особенно хорош для поиска сюрпризов). Sonic the Hedgehog показал, насколько быстрыми могут быть видеоигры, а Ecco the Dolphin - насколько увлекательными могут быть цифровые приключения. Это было странное и удивительное расширение среды, которое проложило путь к более творческой индустрии.

Что еще более важно, она создала и более горячую индустрию.

Когда дело дошло до маркетинга Genesis, Sega поняла, что не может позволить себе играть в доброжелательность. Nintendo казалась недосягаемой, как Донки Конг, сидящий на своей горе из балок. Просто выпустить еще одну консоль на переполненный рынок было бы недостаточно. Genesis должна была заявить о себе. Поэтому, словно новый заключенный, замахнувшийся на самую большую собаку во дворе, Sega пошла на кровь.

Рекламная кампания Genesis запомнилась не меньше, чем сама консоль. Под руководством Майкла Катца (Michael Katz) и с помощью огромного количества рекламных долларов Sega развернула необычайно агрессивную рекламную кампанию по созданию бренда Genesis. Геймеры открывали свои любимые журналы, чтобы найти там двухстраничный разворот, провозглашающий: «Genesis делает то, чего нет у Nintendend». Это было похоже на то, как будто Sega сломала четвертую стену. Игровые компании любили заявлять, что они лучше остальных, но называть конкурентов по имени было смело - особенно такого голиафа, как Nintendo.

Это решение принесло свои плоды. Sega быстро превратила Genesis в своего рода контркультурную платформу. В то время как Nintendo имела репутацию детской консоли, наполненной счастливыми талисманами, Sega рисовала себя как плохого парня. У компании и ее персонажей был свой характер. Ежик Соник выглядел более крутым героем рядом с Марио, а такие игры, как Earthworm Jim, привлекали подростков постарше своим отвратительным юмором.

Открывая шлюзы

Выход Genesis был кратковременной победой Sega, но он открыл шлюзы. Можно утверждать, что сегодня у нас не было бы PlayStation и Xbox, если бы Sega не разработала конкурентную стратегию, которая позволила существовать сразу нескольким платформодержателям. Но что еще важнее, Sega нечаянно спровоцировала нечто гораздо более зловещее: страшную войну консолей. Эффективная рекламная кампания Genesis воспитала целое поколение детей, готовых вступить в войну за свою консоль. В то время как энтузиасты всегда спорили о том, какой домашний компьютер лучше, Sega сделала это личным делом. Если у вас была NES, вы были отстойным; владельцы Genesis были крутыми.

-2

За 35 лет, прошедших с момента выхода Genesis, это отношение стало еще более глубоким. Игровые приставки стали заменой личности для определенной части геймеров. Мы вынуждены терпеть жаркие споры между «Xbots и Sony Ponies», которые отчаянно пытаются сбить друг друга с толку. В свое время «большая тройка» платформодержателей играла в эту динамику, но с тех пор они охладили свои взгляды. Nintendo полностью отказалась от участия в войне, в то время как Xbox и Sony более открыты для распространения своих игр на системах конкурентов. Тем не менее, это не мешает фанатам держаться за руки и продолжать битву.

Несмотря на то, что современные онлайн-бои можно отнести к Sega Genesis, реальность такова, что мы, скорее всего, добрались бы до этого и без нее. Сейчас мы живем в эпоху «мы против них». Все вокруг - это культурная война, в которой участники с каждой стороны считают себя верными солдатами. Это происходит в играх, фильмах, политике и бессмысленных социальных дебатах, которые отравляют нашу культуру. Может быть, это просто в нашей природе - сражаться. Просто Sega раньше других придумала, как использовать это в интересах геймеров.

По крайней мере, мы получили от нее Соника-Ежика. Это кажется справедливой сделкой.

Если вам понравилась эта статья, подпишитесь, чтобы не пропустить еще много полезных статей!

Вы также можете читать меня в: