Слова святых отцов
786. И отец его весьма утешился, будучи удостоверен в спасении души его. Придя к старцу, он возвестил ему всё и просил объяснить ему, отчего старец не сказал ему о смерти этого сына, как сказал прежде о другом сыне, что тот останется в живых. Старец отвечал ему так:
Я сказал тебе: отсеки волю свою ради Бога, предсказывая твое телесную смерть сына твоего, а что не сказал тебе прямо о сем – объяснение того заимствуй из собственного твоего дéла. Вот, ты учитель мудрости мира сего и имеешь у себя учеников, и когда скажешь, чтобы кто-нибудь из них написал послание, что он напишет: то ли, что ты хочешь, или оставляет это, и пишет то, что сам пожелает? Конечно, он пишет то, что ты говоришь, а не то, что ему хочется. Так и святые: они не говорят что-либо от себя, но Бог говорит в них, как Ему угодно, иногда прикровенно, иногда явно. И если желаешь увериться, что это точно так происходит, то смотри, что Сам Господь сказал ученикам Своим: «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 20). Итак, Он говорит, как Ему угодно, а не как они хотят.
787. Услышав сие и удостоверясь, он сказал: как мы читаем в житиях древних Святых Отцов, что они получали от Бога всё, просимое ими? На это старец отвечал: не всё, просимое ими у Бога, получали они, но что получили, то и написали нам. Да уверит тебя в сем евангельское слово, которое говорит: «...подошел к Нему человек и... сказал: Господи! помилуй сына моего; он... беснуется и тяжко страдает... я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф. 17, 14–16). Если же апостолы не получили тогда исполнения сего прошения, то как можем сказать, что святые получают всё, просимое ими. Ибо и сами апостолы вопросили Его, удивляясь и говоря: Владыко, «почему мы не могли изгнать его (беса)?.. Иисус же сказал им... сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 19–21). Пото́м муж сей опять спросил: почему же святые не получают всего, что просят в прошениях своих? Старец отвечал ему: Бог всё делает на пользу людям, ибо Он более знает, что им полезно и благопотребно. Потому-то, что люди не знают сами полезного для них, Он и заповедал им не говорить лишнего в молитве и не просить того, чего не до́лжно просить, сказав: «молясь, не говорите лишнего... ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 7–8). Как Бог щадит тебя, так и святых Своих. Тебя Он щадит, дабы ты не превознесся, явно получив то, чего просил; святых же, чтобы и они не превознеслись откровениями, которые явно даются им. И они не больше апостола Павла, сказавшего: «чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня» (2Кор. 12, 7). Иди, внимай себе, и помолимся Богу, да даст Он тебе сердце твердое и веру непоколебимую.
Итак, не соблазняйся о святых, ибо не погрешает говорящий в них Святой Дух Божий; на них-то исполняется сказанное: «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142, 10). Слышав сие, он убедился о Господе и пошел, радуясь и благословляя Бога, прославляющего святых Своих.
--------------------------------------------
Слухи
253. Тот же брат, будучи борим тою же блудною страстью, просил того же великого старца помолиться о нём и сказать ему, как распознать, своею ли похотью искушается человек или врагом.
Ответ. Брат! Без труда и сердечного сокрушения никто не может избавиться от страстей и угодить Богу. Когда человек искушается своею похотью, можно узнать из того, что он нерадит о себе и позволяет сердцу своему размышлять о сделанном им прежде; и тогда человек сам собою навлекает на себя страсть через свою похоть. Ум его, мало-помалу ослепляемый страстью, начинает незаметно для него самого обращать внимание на того, к кому чувствует влечение, или говорить с ним и находить причины для того, чтобы с ним побеседовать или посидеть, и всеми средствами старается исполнить свое желание. Если позволить мысли обращаться в сем, то умножится брань до падения, хотя и не телом, но духом, в согласии с помыслами, и оказывается, что такой человек сам зажигает огонь в своем веществе. Трезвенный же и благоразумный человек, желающий спастись, когда видит, от чего терпит вред, тщательно хранит себя от злых воспоминаний и не увлекается страстными мыслями, удаляется от встречи и беседы с теми, к которым чувствует влечение, и от всякого повода ко греху, чтобы самому не возжечь в себе огня. Вот брань, происходящая от своей похоти или произвола человека.
А та, которая бывает от диавола, происходит так: сердце желающего спастись боится, чтобы не принять в себя семени вражеского. И в этом случае человек трезвенно хранит себя от злых воспоминаний, чтобы не увлечься страстными помыслами, и от встречи, беседы и всякого повода к свиданию. Если есть нужда к нему (лицу увлекающему) по делу, то лучше оставить дело, чтобы не погибла душа. Бодрствуй, брат, ты смертен и недолговечен; не желай же за малое время услаждения потерять жизнь вечную. Какую пользу приносят зловоние и нечистота греха? Только стыд, поношение и соблазн; воздержание же доставляет победу, венец и похвалу. Укрощай коня своего уздою вéдения, чтобы он, смотря туда и сюда, не разжигался похотью на женщин и мужчин и не свергнул бы тебя – всадника своего – на землю. Молись Богу, чтобы Он отвратил «очи» твои, «чтобы не видеть суеты» (Пс. 118, 37). И когда приобретешь мужественное сердце, брáни оставят тебя. Очищай себя, как вино очищает раны, и не позволяй накопляться в тебе зловонию и нечистоте. Приобрети плач, чтобы он удалил от тебя свободу в обращении, которая губит ду́ши усвоивших ее.
Не бросай орудия, без которого нельзя возделать плодоносную землю. Орудие это, соделанное Великим Богом, есть смирение: оно искореняет все плевелы с поля Владыки и подает благодать обитающим на нём. Смирение не падает, но воздвигает от падения тех, которые имеют его. Возлюби всем сердцем плач, ибо и он – соучастник благого сего делания. Потрудись во всём отсекать свою волю, ибо это вменяется человеку в жертву: сие-то и значит: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (Пс. 43, 23). Не расслабляй себя беседами, ибо они не допускают тебя преуспевать о Боге. Усильно обуздывай органы чувств твоих: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания – и преуспеешь благодатию Христовою. Без мучений никто не бывает мучеником, как и Господь сказал: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), и Апостол говорит: «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах» (2Кор. 6, 4) и проч. Смотри, не показывай халдеям сокровищ до́ма твоего (см. 4Цар. 20, 12–18), иначе возьмут они тебя в плен и уведут к Навуходоносору, царю вавилонскому (см. 4Цар. 24, 13–16). Вразумляясь всегда ответом моим, попирай страсти, чтобы они не попрали тебя и насильственно не сделали тебе зла. Убегай от них, как серна от тенет (см. Притч. 6, 5), чтобы они не закололи тебя, как ягненка. Не бойся их, они не имеют силы: Господь наш Иисус Христос расслабил их и сделал бессильными. Не предавайся сну, хотя они и полумертвы, но не спят; не будь нерадив, ибо они не нерадят. Хотя немного простри и ты руку Отцам твоим, желающим извлечь тебя из зловонной тины. Вспоминай, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Не суди, не уничижай и не соблазняй никого. Не приписывай никому того, чего не знаешь о нём достоверно, ибо это погибель душевная. Себе внимай и ожидай приближающейся смерти. Говори себе слово блаженного Арсения: «Арсений, зачем ты вышел из мира?» Научайся тому, чего пришел ты здесь искать. Теки к Иисусу, чтобы и достигнуть Его. Если хочешь спастись, теки скоро, чтобы войти и тебе в добрую дружину святых старцев. Если хочешь преуспеть – трудись. Пожелай быть прославленным со святыми в неизреченной славе, а не быть с постыдными демонами в неизреченном мучении. Возжелай быть в Царствии Небесном, а не в геенне огненной. Возжелай услышать: «приидите, благословенные Отца Моего» (Мф. 25, 34), и: «хорошо, добрый и верный раб», и проч., а не услышать: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (ст. 41), «лукавый раб и ленивый» (ст. 26). Господу слава вовеки, аминь.
.....................................................
преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна
https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioann/simfonija-po-tvorenijam-prepodobnyh-varsanufija-velikogo-i-ioanna/86