Сьюзен Сонтаг в своем фундаментальном эссе «Против интерпретации» ставит под сомнение традиционный подход к анализу искусства, который фокусируется исключительно на его «содержании». Этот подход берет свои корни в древних теориях мимесиса, где искусство рассматривалось как отражение реальности. Платон критиковал это как подражание, а Аристотель защищал как способ катарсиса. Однако даже защитники продолжали видеть в искусстве нечто, что требует интерпретации, отделяя форму от содержания.
Ранняя критика стремилась объяснить произведения искусства, полагаясь на скрытые знания. Как отмечает Сонтаг, герменевтика — искусство интерпретации — изначально применялась к религиозным текстам, но позже распространилась на литературу и искусство. Современные интерпретации часто навязывают произведениям смыслы, вместо того чтобы раскрывать их. В мире постмодернизма, где нет абсолютных истин, интерпретация становится самостоятельным искусством.
Но действительно ли Сонтаг против интерпретации? Скорее, она критикует шаблонный подход к этому процессу. Когда критики повторяют одни и те же методы анализа, произведения искусства теряют свою уникальность и начинают казаться одинаковыми. Такая редуктивная интерпретация больше говорит о самом критике, чем о произведении.
Сонтаг приводит примеры таких подходов: фрейдизм и марксизм. Например, в фильме Бергмана «Молчание» (1963), сцена с танком на пустой улице интерпретируется фрейдистами как фаллический символ. Однако Сонтаг утверждает, что это игнорирует саму суть сцены — её визуальное воздействие и контекст фильма. Интерпретация должна основываться на том, что видно в самом произведении, а не на предвзятых теориях. Сонтаг призывает нас ценить видимое и слышимое в искусстве, прежде чем прибегать к сложным объяснениям. Это позволяет нам лучше понять не только произведение, но и самих себя.
Чтобы по-настоящему понять антиинтерпретационную позицию Сьюзен Сонтаг, нужно окунуться в атмосферу 1960-х годов — времени, когда концептуальное искусство было на пике популярности. Это было время, когда произведения искусства сопровождались теоретическими объяснениями, призванными помочь зрителю постичь их глубинный смысл. Если зритель не понимал замысла, ему на помощь приходили манифесты художников или критические интерпретации.
Ранние модернисты 1920-х годов стремились защитить свои работы от чрезмерного анализа, прибегая к формальной абстракции, где форма сама становилась содержанием. Поздние модернисты 1960-х завершили этот проект, сделав содержание настолько очевидным и безобидным (вспомним поп-арт), что интерпретировать уже было нечего.
В этом контексте Сонтаг писала, что интерпретация — это своего рода месть интеллекта искусству, удушающая его свежесть и непосредственность. Она считала кино единственным видом искусства, который в то время еще не был захвачен фанатиками интерпретации. Вероятно, это было связано с тем, что кино обладает уникальной способностью оставаться значительным даже при наличии ошибок или недостатков, благодаря своей визуальной утонченности и эмоциональной силе. Однако спустя более чем 60 лет ситуация изменилась: кино стало полноценным академическим объектом изучения и потеряло свою защиту от чрезмерных интерпретаций.
Если задуматься о том, как мы воспринимаем кино, то работы Сьюзен Сонтаг предлагают свежий взгляд на интерпретацию фильмов. Она бросает вызов традиционным подходам, утверждая, что не стоит полагаться исключительно на устаревшие интерпретационные сетки — будь то фрейдистские или марксистские — которые пытаются свести каждое произведение к стандартным сюжетам вроде эдипова комплекса или классовой борьбы. Сонтаг убеждает нас, что истинное наслаждение от искусства заключается в непосредственном переживании, а не в навязывании ему заранее заданных смыслов.
Но как же тогда правильно интерпретировать фильм? Сонтаг предлагает обратить внимание на «поверхность» киноискусства. Она призывает нас исследовать движение камеры, игру света и тени, музыкальное сопровождение — все те элементы, которые создают уникальную атмосферу фильма. В её подходе критика должна быть описательной, пробуждая в нас желание видеть больше, слышать больше, чувствовать больше.
В эпоху, когда минимализм и поп-арт доминировали в искусстве, Сонтаг стремилась подчеркнуть значимость формы. Однако важно помнить, что форма и содержание неразрывно связаны: они обогащают друг друга, и вместе создают целостное произведение искусства. Таким образом, Сонтаг предлагает нам новый способ смотреть на искусство и культуру — через призму формы и эстетики, которая позволяет нам глубже понять и прочувствовать искусство без излишней (навязанной извне) интерпретации.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
P. S. Текст подготовлен на основе моей вводной лекции про Сьюзен Сонтаг для книжного клуба по искусству. О желании вступить в клуб, а также задать вопрос — пишите мне в телеграм!
Еще почитать:
• Кошки в искусстве: от классики до наших дней
• Хокусай — отец современной манги?
• Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал?
• Поль Дюран-Рюэль: человек, который спас импрессионистов от забвения
• 4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗