В России в скором времени могут значительно увеличить размер ввозных пошлин на пиво из недружественных стран — в 10 раз. Инициативу отечественных производителей сейчас рассматривает Минфин. Эксперты Юга называют предложение абсурдным и считают, что пивовары решили пойти тем же путем, что и виноделы. К тому же, отрасль по-прежнему сильно зависит от поставок европейского хмеля. В итоге может вырасти цена как на зарубежное, так и на российское пиво.
Холдинг «Объединенные пивоварни», который был создан в 2023 году на базе российского филиала Heineken, выступил с инициативой увеличить до конца текущего года ввозные пошлины на пиво из недружественных стран с 0,1 до 1 евро за литр. Компания, которая производит пиво под марками «Крушовице», «Бочкарев», «Мистер Лис» и «Охота», заявила, что озвученное предложение согласовано с Ассоциацией производителей пива, солода и напитков. Сейчас инициатива находится на рассмотрении Минфина. В ведомстве уверяют, что перед принятием решения будут собраны мнения ведущих отечественных пивоваров.
Эксперты Юга не разделяют оптимизм холдинга. Они отмечают, что доля иностранного пива на российском рынке уже значительно сократилась, а нововведения приведут к заметному росту цен, в том числе и на российскую продукцию.
Доля импортного пива на рынке РФ незначительна
По оценке гендиректора «Клуба профессионалов алкогольного рынка Санкт-Петербурга» Максима Черниговского, доля импортного пива и пивных напитков в годовом объеме розничной реализации на территории России сейчас составляет всего 6%. После увеличения ввозных пошлин объем импорта продукции из стран Европы может существенно снизиться.
В то же время, по данным оператора системы маркировки «Честный знак», в июне этого года общий объем ввоза пива в кегах в Россию увеличился на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достиг уровня в 3,6 млн литров. Речь идет о поставках как из Ближнего Зарубежья, так и из стран Дальнего Зарубежья. Очевидно, что спрос на иностранное пиво на российском рынке остается высоким.
Владелец баров «Голодранец» и «Шрум», основатель пивоварни «Осьминогец» Максим Поливанов, комментируя ситуацию «Эксперту Юг», отметил, что все искусственные ограничения на импорт - вредны для обычных людей. При этом говорить об особой пользе для российских производителей тоже не приходится.
«Во-первых, не все иностранное пиво удается удачно заменить: массовые лагеры или Guinness легко сварить на любом заводе, а что-нибудь из бельгийских сортов — уже гораздо сложнее. Во-вторых, российские аналоги часто просто некрасивые и неинтересные как бренды, — рассуждает собеседник. — Подавляющее большинство россиян стопроцентно любят пиво, сыры, мясо, архитектуру и искусство недружественных стран и хотят дружить и пить иностранное пиво и вино не меньше российского. В плюсе от подобного решения будет только холдинг "Объединенные пивоварни"».
Владелец бара Nora Вячеслав Кузьменко работает в сегменте крафтового, премиального пива. Несмотря на то, что некоторые европейские производители после громкого ухода решили вернуться на российский рынок, доля такой продукции все еще невелика.
«Доля нашего присутствия на рынке - мизерная, если сравнивать с производителями-гигантами, — констатирует предприниматель. — Пива из Евросоюза в нашем ассортименте стало значительно меньше. Но оно не исчезло полностью. Если в 2022 году ушли многие производители, включая британских, чешских и прибалтийских, то уже в 2023 году часть из них стала возвращаться. Но в любом случае, они не представлены на российском рынке в том объеме, как это было раньше. Его завозят небольшими партиями. В нашем премиальном сегменте это еще работает. В нашем баре на кранах практически нет иностранного пива, лишь иногда бывает бельгийское. Раньше были представлены дорогие крафтовые сорта — американские, голландские, итальянские, британские и т.д. Из бутылочного ассортимента у нас сейчас немного представлена бельгийская, британская продукция».
Рыночная ситуация отыграла в обратную сторону
Бизнес-аналитик и консультант рынка Horeca Денис Завалишин также считает, что инициатива пивоваров выглядит абсурдной, ведь объем поставок европейского пива в Россию на сегодняшний день уже значительно сократился.
«Импортное пиво реализуют сейчас по двум каналам. Первый - это федеральная розница, второй канал - Horeca. Что касается первого варианта, если мы зайдем в любой крупный магазин, то увидим, что примерно 95% пива, представленного на полках, российского производства. Более того, многие позиции, достаточно известные марки пива, которые ранее были немецкими, уже давно стали производить по лицензии в России. И это негативно отразилось на качестве этой продукции. Доля импортного пива в розничных каналах продаж, по моим наблюдениям, составляет сегодня 5%, — отмечает собеседник. — Если мы говорим про направление Horeca, то здесь можно привести конкретный пример. В 2022 году, когда начались всем известные события, ассортимент пива “первого эшелона” - самые крупные мировые бренды, включая Paulaner, Guinness, Schneider и другие - практически пропал. Эти позиции стало сложнее завозить и на них сильно выросла цена. Многие крупные сетевые предприятия на рынке Horeca нашли “второй эшелон” импортных производителей пива. И клиенты готовы платить больше за такой продукт, нежели за самое крутое на сегодняшний день российское пиво».
По мнению Дениса Завалишина, в случае, если инициатива холдинга «Объединенные пивоварни» будет одобрена, значительно вырастут цены не только на пиво «второго эшелона» (разливное крафтовое), которое составляет мизерную долю от общего оборота этой продукции в РФ.
«Здесь мы наблюдаем ту же ситуацию, что и с российскими виноделами. Они также требовали увеличения ввозных пошлин на иностранную продукцию, просили дать им возможность работать, наращивать объемы производства, а добились в итоге увеличения акциза на вино. Более того, сопутствующее сырье для производства вина, которое ранее российские виноделы закупали в Европе, выросло в цене. Рыночная ситуация “отыграла” в обратную сторону: отечественные производители хотели ограничить объем ввоза импортного вина, чтобы получить преимущества и вкладывать деньги. Государство пошло навстречу, но при этом увеличило акцизы. К тому же, рост курса и стоимости сырья привели к увеличению себестоимости продукции, а это, в свою очередь, повлекло к увеличению розничных цен. И это не всегда благоприятствует увеличению продаж, — констатирует консультант рынка Horeca. — На мой взгляд, российские пивовары идут сейчас по аналогичному пути. И, если крупные игроки рынка используют нерыночные методы конкуренции, то это, как правило, палка о двух концах. Результаты могут быть совсем другими, нежели подразумевают инициаторы»констатирует консультант рынка Horeca».
При этом гендиректор компании-импортера SVAM Group Михаил Юсим ранее заявил, что в ответ на возможное повышение ввозных пошлин Германия и Чехия могут рассмотреть меры по ограничению экспорта хмеля в Россию. От этого серьезно пострадают отечественные производители. Так, согласно исследованию портала Profibeer, российская пивоваренная отрасль на 95% зависит от импортного хмеля. Изменить ситуацию в лучшую сторону поможет лишь создание федеральной программы для развития хмелеводства, уверены аналитики.
Как бы то ни было, покупателям, в случае поддержки инициативы на федеральном уровне, стоит готовится к подорожанию пива, в том числе и российского производства. К слову, некоторые отечественные производители уже направили ритейлерам уведомления о повышении цен на свою продукцию с 1 сентября.