Высотный слух и аналитическая выучка = котёл противоречий. Разумеется, не всегда. Но проблема есть.
Сольфеджийный тренаж "абсолютников" - особая статья. Как бы это понять и принять педагогам? Напишу в защиту тех, для кого излишни чрезмерные копания в "правилах". И да, защита от системы здесь требуется, дабы не сломать целые поколения одарённых музыкантов.
***
Общеобразовательная школа в Дубне, урок музыки, распевка.
- До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до! - орём мы, 11-летние, весь целиком 6"А", с глубоким надрывом. Нам велели - мы и орём.
- До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до! - поднимаемся на полтона, завываем настойчиво, шипим и трещим. "Ах, это ж по диезам," - воображает девочка Наташа, причастная к ДМШ. Объяснение найдено, жить можно.
- До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до! - давится класс, откровенно в Ре мажоре, а потом всё выше. У пионерки Наталии сносит крышу. Замолкает, петь физически не может, отторгает мучительно, замыкается. Учитель со злобой поглядывает, и девочке страшно, аж жуть. После урока - разборка.
***
Помнится, заикнулась родителям: не замедлили среагировать - добились моего "высвобождения". С той поры, школьные уроки музыки Наташа не посещала. В глазах самоуверенного педагога, слыла изгоем: мол, чует она, "изнутри", "кожей", эка невидаль, простейших заданий сторонится, неблагодарная. Одноклассники от души транслировали. В их числе было, кстати, немало учеников нашей дубненской ДМШ. Но их не крючило от "до", которое на самом деле "ми". Их личное дело! Наташа не виновата. Наташа обрела комплекс.
***
Ниночке было в районе восьми, когда она осторожно поинтересовалась у мамы Наташи: "А когда это закончится?"
К моему родительскому ужасу, "до-ре-ми-фа-соль...", распростёртое на произвольной высоте, царило в младшем хоре (на "предпрофе", да, в одной из лучших музыкальных школ московского Центра, из урока в урок). Дочка внятно обозначила проблему. Но хормейстера, по-человечески, обожала - и оттого терпела резкие неудобства. Я пришла поговорить. Обсудили, нашли ещё "неравнодушных" детей, челлендж сняли, взаимную симпатию спасли и упрочили.
***
Относительная сольмизация - такая опасная и бессмысленная для "абсолютников". Царство обезличенных ступеней против живого дыхания разных нот.
- "Вторая", "шестая"... - зачем такое петь, когда можно по имени, вот как эту нотку по-настоящему зовут?
- Какую слышу, такую и пою. Почему заставляют усложнять?
- Я пою си-бемоль. Просто потому, что он си-бемоль. Я не строю вниз от ми-бемоля кварту, чтобы его спеть.
Заставить школьника непременно "пропустить через голову"? А если для него... и так очевидно? Пусть даже ясно, что этот ученик - в меньшинстве.
Встречала детей, искренне полагавших, что абсолютного слуха надо стесняться, о нём молчать. Спорная школьная этика.
***
Несколько иное дело профессиональное образование, среднее и высшее.
Здесь высотный слух - скорее норма, чем исключительный дар. Нет его? Не беда, но тянемся, ищем свои пути познания.
"Абсолютники" и неграмотная нотация: бывает ли? Да, это проблема.
Совсем другая проблема.
Создать ученику условия для роста, адекватные его природным способностям - сложная и благородная педагогическая задача. На пути её решения много препятствий.
Всё за правду боремся...