Найти тему

Особенный ребенок не может работать на уроке, сидя не на том месте

Кто-то может подумать: ну ничего себе оправдание!

Однако, работая уже годами кружковым педагогом с детьми с нарушениями развития в специализированном учреждении для детей с ОВЗ, могу смело утверждать, что оправдание "не тем рабочим местом" - еще самое милое и невинное оправдание.

Как оно обычно бывает

Уже не раз писала, что все-все-все ребята (любой сложности и с любыми нарушениями, в основном ментальными), когда приезжают к нам в стационар на 3 недели, получают не только медицинские и коррекционные (психолого-педагогические) услуги, но также ходят к нам в творческие кружки.

Ну, ладно, не сами ходят, а их приводят: сопровождающая мама или воспитатель. А учитывая, что "ментально тяжелый ребенок", мягко говоря, не всегда в состоянии делать поделки, то работу кружковых педагогов нельзя назвать лёгкой.

К тому же, у меня, например, один из кружков - довольно сложный (оригами), требующий сосредоточенности, внимания, усидчивости и хотя бы элементарных знаний и умений.

А в каком месте их можно "накопать" у ребеночка, который вообще не понимает обращенную речь? Или у малюсенького двухлетки, который даже в силу возраста не может понять, чего вообще от него хотят? Или у большого и агрессивного "аутичного" товарища, который опрокидывает столы и стулья? Или у достаточно сохранной милейшей девчушки, но при этом впадающей в истерику от любой просьбы чуть-чуть потрудиться?

В общем, отклонения у всех разные, а кружковые занятия навязчиво стоят в программе у каждого. Так что, работаем, коллеги, и ни в чём себе не отказываем.

Теперь о тех самых "оправданиях"

Итак, кружковое занятие (любое: хоть лепка, хоть рисование, хоть то же моё оригами). Ребенок - в кабинете. Может быть, сидит, а может и нет (скачет, плачет, сопротивляется, если умеет - переговаривается, если нет - просто кричит о нежелании работать, звуками или хотя бы междометиями). В общем, отказывается что-то делать по известным ему одному причинам.

Что говорит обычно на это его мама?

  • Он плохо спал сегодня.
  • Это он из-за жары (холода, ветра, дождя, перемены погоды) раскапризничался, а так мы всё знаем, всё умеем и занимаемся с удовольствием.
  • Он не привык еще к вашей обстановке! (хотя уже неделька осталась до конца курса пребывания в учреждении).
  • Вы его заставляете рисовать, а он любит клеить! (хммм, но ведь вы пришли на занятие по рисованию, а не по аппликации).
  • Он после утреннего укола так и ходит расстроенный.
  • У нас просто нет настроения, еще со вчерашнего дня.

Ну и многое, многое другое. Плюс еще классика: не так встретили, не так приветили, плюс еще соседи по столу на занятии ему не нравятся.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Кто-то может подумать, что я зло иронизирую?

Неее, отнюдь! Я вполне могу понять и принять любое оправдание. И даже с некоторыми из них согласиться. Ведь если об одном и том же могут сказать в разное время более двух независимых людей, значит кусочек правды там есть!

Да и если поставить себя на место ребенка и мысленно пережить то, о чем говорят мамы, то и нам было бы не очень комфортно после некоторых этих ситуаций еще и на занятиях "корячиться".

Однако, многие мамы (мудрые люди), не обращая внимания на капризы, не только настаивают на занятиях, но еще и помогают в этом своим детям, мотивируют или заставляют, а порой и в саму работу включаются. Вот их мы очень любим и ценим!

Но один из пунктов всё же довольно интересен!

Я сейчас говорю о соседях по парте (или по столу) на творческом занятии, рядом с которыми ребенок якобы не хочет заниматься.

Да-да, оправдание кажется глупым и нелепым, и я сама не раз с ним сталкивалась у себя на занятиях (например, здесь).

Но случаи-то бывают разные! И, если в одном случае, мама просто пытается защитить ребенка от ярлыка, который якобы ему педагог повесит ("избалованный капризный лентяй"), то в другом случае может статься, что действительно вовсе не в ребенке дело, а в его рабочем месте?

Вика

Девочка из стационара, 13 лет, ментальные нарушения.

Нежная, изящная, хрупкая, тоненькая-тоненькая, будто бы прозрачная.

  • Не разговаривает. Совсем. Только смотрит и глазами хлопает. Навыки самообслуживания - как у маленькой девочки, но она старается. Одевается, ест и в туалет ходит сама. Неуклюже умывается и причесывается. Правда, мамочка ей зубы чистить и голову мыть помогает. Но в целом, сама Вика - очень аккуратненькая и чистоплотная.
  • Не пишет, естественно, не читает и не считает. Но на простые тестовые вопросы - может ответить, показав с тихим мычанием нужную картинку. Есть указательный жест! А еще может пальцами, мимикой и жестами показать эмоции.
  • Если что-то нравится - Вика обязательно улыбнется. А еще может показать "лайк" или похлопать.
  • Если не нравится - она закрывает лицо руками и отворачивается.
  • А когда уходит с занятия, она улыбается, машет рукой и делает пальцами "сердечко".

Печально, конечно, что наша Вика, уже не один год ездит к нам, а в своих навыках и умениях ни на капельку не меняется, динамики - вообще никакой. Какой была лет в 8, такой и осталась.

В общем, какой бы сложной Вика ни была, заниматься с ней очень комфортно. Правда если это - только индивидуальное занятие!

Но, в нашем заведении, как всегда, любое доброе дело должно проходить через одно тёмное место!

Запланируешь одно, а что-то пойдет не так!

В общем, получилось так, что забитое мною "окошечко" в расписании, одно единственное, прибереженное для Вики и успешно совпавшее с её расписанием, вдруг оказалось занято (после меня!)!

Да-да, буквально на следующий день, после того, как все расписания уже утрясли, на моё окошечко в бегунке Вики "шлёпнули" некую медицинскую процедуру, которой раньше там не стояло!

В этом случае спорить нельзя, ведь, по законам учреждения, в приоритете - медицина, а педагоги уже от неё прыгают. Поэтому перетряхивать расписание и подстраиваться - должны именно педагоги.

Ну а у меня - НЕТ больше индивидуальных мест, всё окошечки забиты под завязку, не найти, хоть тресни! А мама Вики - очень строгая и щепетильная, она все цифры услуг давно посчитала и будет требовать каждую-каждую!

И мне ничего больше не осталось, как поместить Вику… в группу! Ибо других вариантов не было. В пару к другим "индивидуалистам" - тоже не поставить: либо это время у Вики занято, либо сам "индивидуалист" - слишком уж особенный, от которого нельзя отвлекаться ни на секунду (если хочешь остаться целой и невредимой).

Ну а в группе - ребятки хоть и тоже со своими "тараканами", но уже чуть больше похожи на сохранных (не сарказм, а слегка неуклюжая правда).

Вика на групповом занятии (оригами)

Ребят - семеро, сидим вокруг большого стола (2 парты сдвинули вместе). Делаем довольно несложную, но миленькую поделочку (тигренок-кармашек).

Фото автора
Фото автора

Объясняю, рассказываю, показываю, подсказываю. Дело идет, хоть и медленно. Не потому что кто-то что-то не понимает или вредничает. Просто очень уж громкие ребята, эмоциональные, резкие, активные. Руками машут, друг у друга детальки вырывают, спорят, у кого заготовка будет лучше, у кого руки кривые, у кого тигр кривой.

Да нормально! Я хоть и отношусь к дисциплине довольно ревностно, но у меня о ней собственное представление. Да и не школа это! Обмен впечатлениями, обсуждение самой поделки и способов работы с материалом и споры "по делу" - я не считаю нарушением. Для меня "нарушение" - если открыто начинают оскорблять друг друга или нарочно портить реквизит. Поэтому, никого не ругаю, лишь изредка делаю замечания и поправляю.

Только вот атмосфера слишком "громкая"!

А Вика сидит среди этой честной компании, вся сжалась, скукожилась… лицо - наипечальнейшее. Держит двумя руками жёлтенькую заготовку и чуть ли не слёзы ею вытирает.

Я повторяю ей инструкцию, тычу её пальчиками то в схему, то в свой экземпляр, на котором я показываю каждый шаг. А Вика - то утвердительно кивает головой, то отрицательно мотает, еще и слёзы роняет.

Другие ребята - уже и "кармашки" сложили, а кто-то даже глаза-носы наклеивать начал, а Вика - всё сидит со своей заготовкой и чуть слышно хнычет.

- Ураааа, получилось! - громко закричал один из мальчишек, когда тоже изготовил кармашек.

Раскинул руки, чтобы всем его показать!

А Вика - аж отпрянула. И ведь видно было, что понимает, ЧТО нужно со своей заготовкой делать. Вроде как "ковырялась" в верном направлении, но шугалась каждого выкрика или резкого движения соседей по столу. И видно, что очень хочет человек сделать поделку - а никак не может хотя бы шажок сделать, прямо смелости не хватает!

Ну и что делать?

Рабочих мест для детей - больше нет (я уже говорила, что кабинет наш - маленький и на несколько педагогов, и так уже парту у соседки позаимствовали, пока у нее детей не было, а она сама за своим учительским столом документацию писала).

Короче, беру Вику за руку и приглашаю её пересесть уже за МОЙ учительский стол, вместе со всеми заготовками. Пусть там и папки-книжки стоят, и места не так много, но зато сиденье мягкое. Ну и, естественно, никто рядом руками не машет и не кричит в ухо. И бокал с "канцелярией" - свой собственный.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Но ведь…

И "тех детей" не бросишь (они же, даже не со зла, а просто "на эмоциях", могут и ножницами друг друга задеть, и стулом соседу на ногу наехать, или клеевым карандашом друг другу губы покрасить… не шучу, пытались). И Вику - тоже одну не оставишь (все-таки, ребенок тяжелый и непредсказуемый, да и плачет она, если педагоги её игнорируют).

А тут еще девочка с мальчиком за большим столом сцепились из-за фломастера, чуть ли не до драки!

Конечно, вмешиваюсь, разнимаю. Отнимаю фломастеры у обоих и прошу "отдышаться" пару минут. Потом еще один ребенок попросил помочь глазки "подвести" тигру, следующий - вопросами осЫпал: "А можно я синие глаза подрисую?", "А можно полоски не рыжие, а голубые?" А можно? А можно?

В общем, отвлеклась я от Вики и задержалась возле ребят надолго!

А что потом?

Возвращаюсь к Вике.

А у нее на столе уже почти готовая поделка лежит! И сама Вика, "закрывшись от мира" моим журналом, усердно вырисовывает тигренку бантик.

Да замечательно! Я даже сфотографировала себе на память. А Вике от этого стало еще приятнее, ведь она и улыбалась, и хлопала, и "лайки" с "сердечками" руками показывала, и тихонько попискивала.

Фото автора
Фото автора

Вооот! А кто-то еще смеялся и говорил, что про "место" и "соседей" - это всего лишь капризы и оправдания, аналогичные случаю "с плохим танцором".

Но, главное, что все закончилось благополучно. Кстати, и у других ребят тоже хорошие поделки получились, только я их уже не фоткала.

А у Вас, дорогие читатели, пусть тоже все получается легко и качественно.

Буду признательна за верные визиты, добрые лайки и новые подписки