Кто-то может подумать: ну ничего себе оправдание!
Однако, работая уже годами кружковым педагогом с детьми с нарушениями развития в специализированном учреждении для детей с ОВЗ, могу смело утверждать, что оправдание "не тем рабочим местом" - еще самое милое и невинное оправдание.
Как оно обычно бывает
Уже не раз писала, что все-все-все ребята (любой сложности и с любыми нарушениями, в основном ментальными), когда приезжают к нам в стационар на 3 недели, получают не только медицинские и коррекционные (психолого-педагогические) услуги, но также ходят к нам в творческие кружки.
Ну, ладно, не сами ходят, а их приводят: сопровождающая мама или воспитатель. А учитывая, что "ментально тяжелый ребенок", мягко говоря, не всегда в состоянии делать поделки, то работу кружковых педагогов нельзя назвать лёгкой.
К тому же, у меня, например, один из кружков - довольно сложный (оригами), требующий сосредоточенности, внимания, усидчивости и хотя бы элементарных знаний и умений.
А в каком месте их можно "накопать" у ребеночка, который вообще не понимает обращенную речь? Или у малюсенького двухлетки, который даже в силу возраста не может понять, чего вообще от него хотят? Или у большого и агрессивного "аутичного" товарища, который опрокидывает столы и стулья? Или у достаточно сохранной милейшей девчушки, но при этом впадающей в истерику от любой просьбы чуть-чуть потрудиться?
В общем, отклонения у всех разные, а кружковые занятия навязчиво стоят в программе у каждого. Так что, работаем, коллеги, и ни в чём себе не отказываем.
Теперь о тех самых "оправданиях"
Итак, кружковое занятие (любое: хоть лепка, хоть рисование, хоть то же моё оригами). Ребенок - в кабинете. Может быть, сидит, а может и нет (скачет, плачет, сопротивляется, если умеет - переговаривается, если нет - просто кричит о нежелании работать, звуками или хотя бы междометиями). В общем, отказывается что-то делать по известным ему одному причинам.
Что говорит обычно на это его мама?
- Он плохо спал сегодня.
- Это он из-за жары (холода, ветра, дождя, перемены погоды) раскапризничался, а так мы всё знаем, всё умеем и занимаемся с удовольствием.
- Он не привык еще к вашей обстановке! (хотя уже неделька осталась до конца курса пребывания в учреждении).
- Вы его заставляете рисовать, а он любит клеить! (хммм, но ведь вы пришли на занятие по рисованию, а не по аппликации).
- Он после утреннего укола так и ходит расстроенный.
- У нас просто нет настроения, еще со вчерашнего дня.
Ну и многое, многое другое. Плюс еще классика: не так встретили, не так приветили, плюс еще соседи по столу на занятии ему не нравятся.
Кто-то может подумать, что я зло иронизирую?
Неее, отнюдь! Я вполне могу понять и принять любое оправдание. И даже с некоторыми из них согласиться. Ведь если об одном и том же могут сказать в разное время более двух независимых людей, значит кусочек правды там есть!
Да и если поставить себя на место ребенка и мысленно пережить то, о чем говорят мамы, то и нам было бы не очень комфортно после некоторых этих ситуаций еще и на занятиях "корячиться".
Однако, многие мамы (мудрые люди), не обращая внимания на капризы, не только настаивают на занятиях, но еще и помогают в этом своим детям, мотивируют или заставляют, а порой и в саму работу включаются. Вот их мы очень любим и ценим!
Но один из пунктов всё же довольно интересен!
Я сейчас говорю о соседях по парте (или по столу) на творческом занятии, рядом с которыми ребенок якобы не хочет заниматься.
Да-да, оправдание кажется глупым и нелепым, и я сама не раз с ним сталкивалась у себя на занятиях (например, здесь).
Но случаи-то бывают разные! И, если в одном случае, мама просто пытается защитить ребенка от ярлыка, который якобы ему педагог повесит ("избалованный капризный лентяй"), то в другом случае может статься, что действительно вовсе не в ребенке дело, а в его рабочем месте?
Вика
Девочка из стационара, 13 лет, ментальные нарушения.
Нежная, изящная, хрупкая, тоненькая-тоненькая, будто бы прозрачная.
- Не разговаривает. Совсем. Только смотрит и глазами хлопает. Навыки самообслуживания - как у маленькой девочки, но она старается. Одевается, ест и в туалет ходит сама. Неуклюже умывается и причесывается. Правда, мамочка ей зубы чистить и голову мыть помогает. Но в целом, сама Вика - очень аккуратненькая и чистоплотная.
- Не пишет, естественно, не читает и не считает. Но на простые тестовые вопросы - может ответить, показав с тихим мычанием нужную картинку. Есть указательный жест! А еще может пальцами, мимикой и жестами показать эмоции.
- Если что-то нравится - Вика обязательно улыбнется. А еще может показать "лайк" или похлопать.
- Если не нравится - она закрывает лицо руками и отворачивается.
- А когда уходит с занятия, она улыбается, машет рукой и делает пальцами "сердечко".
Печально, конечно, что наша Вика, уже не один год ездит к нам, а в своих навыках и умениях ни на капельку не меняется, динамики - вообще никакой. Какой была лет в 8, такой и осталась.
В общем, какой бы сложной Вика ни была, заниматься с ней очень комфортно. Правда если это - только индивидуальное занятие!
Но, в нашем заведении, как всегда, любое доброе дело должно проходить через одно тёмное место!
Запланируешь одно, а что-то пойдет не так!
В общем, получилось так, что забитое мною "окошечко" в расписании, одно единственное, прибереженное для Вики и успешно совпавшее с её расписанием, вдруг оказалось занято (после меня!)!
Да-да, буквально на следующий день, после того, как все расписания уже утрясли, на моё окошечко в бегунке Вики "шлёпнули" некую медицинскую процедуру, которой раньше там не стояло!
В этом случае спорить нельзя, ведь, по законам учреждения, в приоритете - медицина, а педагоги уже от неё прыгают. Поэтому перетряхивать расписание и подстраиваться - должны именно педагоги.
Ну а у меня - НЕТ больше индивидуальных мест, всё окошечки забиты под завязку, не найти, хоть тресни! А мама Вики - очень строгая и щепетильная, она все цифры услуг давно посчитала и будет требовать каждую-каждую!
И мне ничего больше не осталось, как поместить Вику… в группу! Ибо других вариантов не было. В пару к другим "индивидуалистам" - тоже не поставить: либо это время у Вики занято, либо сам "индивидуалист" - слишком уж особенный, от которого нельзя отвлекаться ни на секунду (если хочешь остаться целой и невредимой).
Ну а в группе - ребятки хоть и тоже со своими "тараканами", но уже чуть больше похожи на сохранных (не сарказм, а слегка неуклюжая правда).
Вика на групповом занятии (оригами)
Ребят - семеро, сидим вокруг большого стола (2 парты сдвинули вместе). Делаем довольно несложную, но миленькую поделочку (тигренок-кармашек).
Объясняю, рассказываю, показываю, подсказываю. Дело идет, хоть и медленно. Не потому что кто-то что-то не понимает или вредничает. Просто очень уж громкие ребята, эмоциональные, резкие, активные. Руками машут, друг у друга детальки вырывают, спорят, у кого заготовка будет лучше, у кого руки кривые, у кого тигр кривой.
Да нормально! Я хоть и отношусь к дисциплине довольно ревностно, но у меня о ней собственное представление. Да и не школа это! Обмен впечатлениями, обсуждение самой поделки и способов работы с материалом и споры "по делу" - я не считаю нарушением. Для меня "нарушение" - если открыто начинают оскорблять друг друга или нарочно портить реквизит. Поэтому, никого не ругаю, лишь изредка делаю замечания и поправляю.
Только вот атмосфера слишком "громкая"!
А Вика сидит среди этой честной компании, вся сжалась, скукожилась… лицо - наипечальнейшее. Держит двумя руками жёлтенькую заготовку и чуть ли не слёзы ею вытирает.
Я повторяю ей инструкцию, тычу её пальчиками то в схему, то в свой экземпляр, на котором я показываю каждый шаг. А Вика - то утвердительно кивает головой, то отрицательно мотает, еще и слёзы роняет.
Другие ребята - уже и "кармашки" сложили, а кто-то даже глаза-носы наклеивать начал, а Вика - всё сидит со своей заготовкой и чуть слышно хнычет.
- Ураааа, получилось! - громко закричал один из мальчишек, когда тоже изготовил кармашек.
Раскинул руки, чтобы всем его показать!
А Вика - аж отпрянула. И ведь видно было, что понимает, ЧТО нужно со своей заготовкой делать. Вроде как "ковырялась" в верном направлении, но шугалась каждого выкрика или резкого движения соседей по столу. И видно, что очень хочет человек сделать поделку - а никак не может хотя бы шажок сделать, прямо смелости не хватает!
Ну и что делать?
Рабочих мест для детей - больше нет (я уже говорила, что кабинет наш - маленький и на несколько педагогов, и так уже парту у соседки позаимствовали, пока у нее детей не было, а она сама за своим учительским столом документацию писала).
Короче, беру Вику за руку и приглашаю её пересесть уже за МОЙ учительский стол, вместе со всеми заготовками. Пусть там и папки-книжки стоят, и места не так много, но зато сиденье мягкое. Ну и, естественно, никто рядом руками не машет и не кричит в ухо. И бокал с "канцелярией" - свой собственный.
Но ведь…
И "тех детей" не бросишь (они же, даже не со зла, а просто "на эмоциях", могут и ножницами друг друга задеть, и стулом соседу на ногу наехать, или клеевым карандашом друг другу губы покрасить… не шучу, пытались). И Вику - тоже одну не оставишь (все-таки, ребенок тяжелый и непредсказуемый, да и плачет она, если педагоги её игнорируют).
А тут еще девочка с мальчиком за большим столом сцепились из-за фломастера, чуть ли не до драки!
Конечно, вмешиваюсь, разнимаю. Отнимаю фломастеры у обоих и прошу "отдышаться" пару минут. Потом еще один ребенок попросил помочь глазки "подвести" тигру, следующий - вопросами осЫпал: "А можно я синие глаза подрисую?", "А можно полоски не рыжие, а голубые?" А можно? А можно?
В общем, отвлеклась я от Вики и задержалась возле ребят надолго!
А что потом?
Возвращаюсь к Вике.
А у нее на столе уже почти готовая поделка лежит! И сама Вика, "закрывшись от мира" моим журналом, усердно вырисовывает тигренку бантик.
Да замечательно! Я даже сфотографировала себе на память. А Вике от этого стало еще приятнее, ведь она и улыбалась, и хлопала, и "лайки" с "сердечками" руками показывала, и тихонько попискивала.
Вооот! А кто-то еще смеялся и говорил, что про "место" и "соседей" - это всего лишь капризы и оправдания, аналогичные случаю "с плохим танцором".
Но, главное, что все закончилось благополучно. Кстати, и у других ребят тоже хорошие поделки получились, только я их уже не фоткала.
А у Вас, дорогие читатели, пусть тоже все получается легко и качественно.