Найти тему

Может хватит растить потребителей? Пора учить детей думать и преодолевать трудности. Не удивляйтесь, что пишет об этом учитель информатики

-У меня опять на проекте не хватает одного инженера. На этот раз data scientist уволился, устал маленький - иронизирует муж и я понимаю, что работу за этого парня будет выполнять он, пока не найдут нового. Ночью. А когда ещё? Свою работу муж ни на кого не перебрасывает.

Это вообще стало типичной историей. Приходит молодой парень или девушка на проект, получает свою задачу, не справляется, просит помощи - получает её, но вместо того, чтобы развиваться и становится полноценной частью команды, начинает вести себя как ребёнок: часто отпрашивается, просто исчезает посреди дня на несколько часов, не отвечая на звонки и письма, берёт больничные, а потом говорит, что «не ожидал такой работы» и уходит. А какой работы они ожидают? Легкой, расслабленной, чтоб делать нужно было то, что уже умеешь, а вот постоянно учиться новому, а иногда это новое самим изобретать - нет, такой дурацкой работы они не хотят.

Так видит "уютный офис IT-компании" Kandinsky. Мониторов много - стул один, все уволились видимо. Символично
Так видит "уютный офис IT-компании" Kandinsky. Мониторов много - стул один, все уволились видимо. Символично

Друг работает в банке, тоже руководит проектом, не айтишниками, но ситуация та же самая. Молодые работать не хотят, преодолевать трудности не для них, а вот хорошие условия на старте это обязательно.

Не буду сгущать краски. Есть и другая молодежь. И в технологиях разбираются и учиться готовы и английский блестящий. Но их меньшинство. Общая тенденция пугающая.

А что я увидела в школе? Кто читает меня в первый раз, тому открою секрет, что целый учебный год я проработала в обычной российской школе. Нет, не обычной. Новой. С прекрасным видом на море. Вот казалось бы учись и учись. Но дети учиться не хотят совсем. Не все, но большинство.

А программистами многие стать не против. Так ведь это не трудно. Так они думают. Их убеждает реклама. Вот недавно попалось подобное объявление.

Скриншот объявления
Скриншот объявления

Стать программистом значит может каждый, достаточно любить гаджеты и компьютерные игры. А ничего так, что гаджеты любит каждый современный ребенок и легко справляется с ними. А почему? Это поколение гениев?

Нет, это поколение обычных детей, таких же, какими были их родители и бабушки и дедушки, просто гаджеты делают настолько простыми в использовании, чтобы справился любой пользователь, иначе не будет массовых продаж. Единственная причина, по которой с гаджетами бывают проблемы у пожилых людей это страх и стеснение, а не отсутствие особых «программистских» способностей.

Возвращаясь к тому, что дети не хотят учиться. Математика это скучно и «да и кому она нужна?». Программистам нужна, например. Да, Вы шутите, мне отвечают. Мы ходили на программирование, это было легко и весело. А что программировали? Игры. (Речь идет о программировании на одной из популярных платформ с играми и возможностью их создания). Там вот сразу можно создать мир игры, персонажей выбрать, а скрипт вообще готовый можно скопировать…

А у меня на уроках информатики в школе и в кружке программирования и в моей IT-школе www.тывкурсе.рф надо решать какие-то задачи, продумывать алгоритмы, изучать инструменты, такие как классы и функции. Зачем так сложно?!

Мне не верят, тогда я им включаю отдельные уроки с платформы Сириус.Курсы (люблю её), так там еще сложнее! Ой, у вас пожалуй и правда попроще. На платформе www.тывкурсе.рф, которую разработал муж (опять-таки в свободное от работы время, по ночам и в выходные) задачи можно решать с подсказками нейросети. Её зовут PiBota. Она может рассказать, как решать, пошагово, с пояснениями, но не пишет готовый код. Так и это трудно! Это ж читать надо! Хуже - вчитываться, вдумываться!

Вот так выглядят объяснения Пиботы. В чате с ней любой мой ученик может написать волшебное слово "наставник" и тогда на вопрос отвечаю я
Вот так выглядят объяснения Пиботы. В чате с ней любой мой ученик может написать волшебное слово "наставник" и тогда на вопрос отвечаю я

Но я не хочу во всем обвинять детей. Потому что это пока что просто дети. Их надо учить. Их надо учить учиться. Самое главное не поддерживать в них миф, что любая учеба должна быть лёгкой. А если не легко, значит виноват учитель - должен применить современные технологии так, чтобы училось также, как игралось в компьютерные игры.

Я уже писала о том, что у человека есть три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное (словесно-логическое). Наглядно-действенное развивается первым. Увидел - попробовал сделать. Затем начинает развиваться наглядно-образное: предметы не обязательно трогать и даже видеть, чтобы мысленно выполнять с ними операции. Вот было у тебя три шоколадки, представил? А мама ещё две купила. Сколько у тебя стало шоколадок? Представил их? Все пять?

Вот эти два описанных выше вида мышления развиваются беспроблемно практически у всех детей. Эволюционно они появились очень давно. А абстрактное мышление, связанное с развитием языка и речи, появилось примерно 50-100 тысяч лет назад. Точно установить, когда у наших предков появилась речь невозможно, но в любом случае совсем недавно по меркам эволюции. Поэтому есть некоторые трудности с развитием речи у детей. Мало с ребенком говорили, рано дали гаджеты в руки - результат плачевный. Задержка развития.

Дальше возникают проблемы в школе. Если ребенок не читает книжки, не развивает устную и письменную речь, то в пятом классе текстовая задачка по математике вызывает ужас и попытки решить её перебором всех арифметических действий. Это я наблюдала более чем у половины учеников.

Можно ли сделать изучение математики занимательным? Для всех - нет. Кому трудно, тому надо преодолевать страх, нежелание и неудачи. Но переходить от наглядно-образного мышления к абстрактному обязательно нужно всем. В пределах десяти наверное все считать умеют, хотя некоторые и пятом классе пальцы загибают, а вот складывать или перемножать в уме двухзначные числа могут уже не все. Почему? Потому что наглядно ты их уже не представишь. Зато есть абстрактные, то есть оторванные от реальных образов, понятия десятков, сотен, тысяч и так далее и правила взаимодействия с ними.

Вот мне «нравится» как психологи сегодня подливают масла в огонь проблем современной школы. Дескать, это учителя виноваты, что дети теряют в школе врожденную тягу к знаниям. Друзья, давайте будем честными, от природы детям любопытно что-то представить, пофантазировать. Как жили древние греки, например, во что одевались, что ели и каким богам молились. Тут задействовано наглядно-образное мышление и фантазия. Да, чаще всего с ними всё в порядке от природы. А вот тяги к тому, чтобы знать, что «катет короче гипотенузы» или «разность квадратов двух чисел a и b равна произведению их разности и их суммы» практически ни у кого нет. С этим надо смириться. Абстрактное мышление, присущее только человеку, эволюционно молодой видовой признак, приходится развивать усилием воли, такова жизнь. Но зато если развить в ребёнке и абстрактное мышление и речь и волю, из него может получиться хороший программист специалист в любой области. И это того стоит. Учить детей.

Плакаты героев в школе теперь во всю стену. Надеюсь помогут.
Плакаты героев в школе теперь во всю стену. Надеюсь помогут.