-У меня опять на проекте не хватает одного инженера. На этот раз data scientist уволился, устал маленький - иронизирует муж и я понимаю, что работу за этого парня будет выполнять он, пока не найдут нового. Ночью. А когда ещё? Свою работу муж ни на кого не перебрасывает.
Это вообще стало типичной историей. Приходит молодой парень или девушка на проект, получает свою задачу, не справляется, просит помощи - получает её, но вместо того, чтобы развиваться и становится полноценной частью команды, начинает вести себя как ребёнок: часто отпрашивается, просто исчезает посреди дня на несколько часов, не отвечая на звонки и письма, берёт больничные, а потом говорит, что «не ожидал такой работы» и уходит. А какой работы они ожидают? Легкой, расслабленной, чтоб делать нужно было то, что уже умеешь, а вот постоянно учиться новому, а иногда это новое самим изобретать - нет, такой дурацкой работы они не хотят.
Друг работает в банке, тоже руководит проектом, не айтишниками, но ситуация та же самая. Молодые работать не хотят, преодолевать трудности не для них, а вот хорошие условия на старте это обязательно.
Не буду сгущать краски. Есть и другая молодежь. И в технологиях разбираются и учиться готовы и английский блестящий. Но их меньшинство. Общая тенденция пугающая.
А что я увидела в школе? Кто читает меня в первый раз, тому открою секрет, что целый учебный год я проработала в обычной российской школе. Нет, не обычной. Новой. С прекрасным видом на море. Вот казалось бы учись и учись. Но дети учиться не хотят совсем. Не все, но большинство.
А программистами многие стать не против. Так ведь это не трудно. Так они думают. Их убеждает реклама. Вот недавно попалось подобное объявление.
Стать программистом значит может каждый, достаточно любить гаджеты и компьютерные игры. А ничего так, что гаджеты любит каждый современный ребенок и легко справляется с ними. А почему? Это поколение гениев?
Нет, это поколение обычных детей, таких же, какими были их родители и бабушки и дедушки, просто гаджеты делают настолько простыми в использовании, чтобы справился любой пользователь, иначе не будет массовых продаж. Единственная причина, по которой с гаджетами бывают проблемы у пожилых людей это страх и стеснение, а не отсутствие особых «программистских» способностей.
Возвращаясь к тому, что дети не хотят учиться. Математика это скучно и «да и кому она нужна?». Программистам нужна, например. Да, Вы шутите, мне отвечают. Мы ходили на программирование, это было легко и весело. А что программировали? Игры. (Речь идет о программировании на одной из популярных платформ с играми и возможностью их создания). Там вот сразу можно создать мир игры, персонажей выбрать, а скрипт вообще готовый можно скопировать…
А у меня на уроках информатики в школе и в кружке программирования и в моей IT-школе www.тывкурсе.рф надо решать какие-то задачи, продумывать алгоритмы, изучать инструменты, такие как классы и функции. Зачем так сложно?!
Мне не верят, тогда я им включаю отдельные уроки с платформы Сириус.Курсы (люблю её), так там еще сложнее! Ой, у вас пожалуй и правда попроще. На платформе www.тывкурсе.рф, которую разработал муж (опять-таки в свободное от работы время, по ночам и в выходные) задачи можно решать с подсказками нейросети. Её зовут PiBota. Она может рассказать, как решать, пошагово, с пояснениями, но не пишет готовый код. Так и это трудно! Это ж читать надо! Хуже - вчитываться, вдумываться!
Но я не хочу во всем обвинять детей. Потому что это пока что просто дети. Их надо учить. Их надо учить учиться. Самое главное не поддерживать в них миф, что любая учеба должна быть лёгкой. А если не легко, значит виноват учитель - должен применить современные технологии так, чтобы училось также, как игралось в компьютерные игры.
Я уже писала о том, что у человека есть три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное (словесно-логическое). Наглядно-действенное развивается первым. Увидел - попробовал сделать. Затем начинает развиваться наглядно-образное: предметы не обязательно трогать и даже видеть, чтобы мысленно выполнять с ними операции. Вот было у тебя три шоколадки, представил? А мама ещё две купила. Сколько у тебя стало шоколадок? Представил их? Все пять?
Вот эти два описанных выше вида мышления развиваются беспроблемно практически у всех детей. Эволюционно они появились очень давно. А абстрактное мышление, связанное с развитием языка и речи, появилось примерно 50-100 тысяч лет назад. Точно установить, когда у наших предков появилась речь невозможно, но в любом случае совсем недавно по меркам эволюции. Поэтому есть некоторые трудности с развитием речи у детей. Мало с ребенком говорили, рано дали гаджеты в руки - результат плачевный. Задержка развития.
Дальше возникают проблемы в школе. Если ребенок не читает книжки, не развивает устную и письменную речь, то в пятом классе текстовая задачка по математике вызывает ужас и попытки решить её перебором всех арифметических действий. Это я наблюдала более чем у половины учеников.
Можно ли сделать изучение математики занимательным? Для всех - нет. Кому трудно, тому надо преодолевать страх, нежелание и неудачи. Но переходить от наглядно-образного мышления к абстрактному обязательно нужно всем. В пределах десяти наверное все считать умеют, хотя некоторые и пятом классе пальцы загибают, а вот складывать или перемножать в уме двухзначные числа могут уже не все. Почему? Потому что наглядно ты их уже не представишь. Зато есть абстрактные, то есть оторванные от реальных образов, понятия десятков, сотен, тысяч и так далее и правила взаимодействия с ними.
Вот мне «нравится» как психологи сегодня подливают масла в огонь проблем современной школы. Дескать, это учителя виноваты, что дети теряют в школе врожденную тягу к знаниям. Друзья, давайте будем честными, от природы детям любопытно что-то представить, пофантазировать. Как жили древние греки, например, во что одевались, что ели и каким богам молились. Тут задействовано наглядно-образное мышление и фантазия. Да, чаще всего с ними всё в порядке от природы. А вот тяги к тому, чтобы знать, что «катет короче гипотенузы» или «разность квадратов двух чисел a и b равна произведению их разности и их суммы» практически ни у кого нет. С этим надо смириться. Абстрактное мышление, присущее только человеку, эволюционно молодой видовой признак, приходится развивать усилием воли, такова жизнь. Но зато если развить в ребёнке и абстрактное мышление и речь и волю, из него может получиться хороший программист специалист в любой области. И это того стоит. Учить детей.