Уютные картины датского художника Вильгельма Хаммерсхёя отличаются своей почти монохромной палитрой, а также присутствием на них трогательной женской фигуры. Работа 1901 года «Интерьер в Страндгаде. Солнечный свет на полу» ярко иллюстрирует эту тему: в минималистском интерьере у окна сидит женщина, повернувшись спиной к зрителю. Несмотря на её присутствие, центральное место в композиции занимает не сама фигура, а свет. Он проникает в комнату через высокое окно, оставляя яркий след на полу и создавая игру тени и света. Вдохновлённая японским искусством и скандинавской архитектурой композиция незамысловата, но эстетична — одинокая, хоть и меланхоличная фигура, оживляет интерьер. Кто она? О чем думает?
Имя загадочной незнакомки — Ида Ильстед, жена Вильгельма Хаммерсхёя. Она была главной музой Хаммерсхёя, чему свидетельствуют более 100 картин с её изображением, на которых она, одетая в скромное тёмное платье, сидит или стоит отвернувшись от зрителя. Эти картины создают ощущение дистанции, так как Ида редко встречается взглядом со зрителем, что оставляет её эмоциональное состояние под вопросом. Отсутствие прямого зрительного контакта добавляют элемент загадочности и усиливают интригу. Несмотря на это, зрители неизбежно пытаются разгадать её мысли и чувства, что отражает глубину психологической напряжённости в работах Хаммерсхёя.
Часто встречающиеся интерьеры на картинах Вильгельма Хаммерсхёя находились дома у художника в старом торговом квартале Копенгагена, который обладал уникальной атмосферой. Хаммерсхёя особенно любил серо-голубой цвет стен и старомодная обшивка этого дома. Его внимание к деталям было настолько велико, что, глядя на его работы, можно ощутить не только визуальную эстетику, но и представить запах, характерный для изображаемой комнаты. Другой характерной особенностью его картин является изображение дверей, открывающихся из одной заливаемой светом комнаты в другую. Таким приёмом Хаммерсхёй создаёт ощущение пространства и света, придавая изображению динамику и глубину. Своими работами художник создавал не просто изображение интерьера, а целый живой мир, который продолжает жить и дышать за пределами картины.
На протяжении большей части XX века работы этого Хаммерсхёя находились в безвестности. Скромная репутация, которую он сумел создать при жизни, несмотря на преданных поклонников своего искусства, как, например, поэт Райнер Мария Рильке и русский импресарио Сергей Дягилев, начала активно возрождаться только в 90-х годах ХХ века. Вплоть до этого времени его произведения оставались малоизвестными широкой публике.
«…мне никогда не приходилось видеть ни одной его картины, которая была бы не хороша», — отзывался о своём любимом датском живописце Сергей Дягилев.Его произведения долго оставались в тени, из-за того, что их нестандартности и отступничества от традиционных художественных категории, которые обычно формируют основное повествование модернизма. На его полотнах редко можно было увидеть явно выраженное действие. Чаще всего это были изображения интерьеров, иногда с видом на улицу через окно. Некоторые из этих интерьеров были пустыми, а в некоторых присутствовала одна женская фигура.
Хотя он родился в тот же год, что и Анри де Тулуз-Лотрек, и всего годом позже Эдварда Мунка, мотивы и стилистика работ Хаммерсхёя отсылают к голландскому искусству XVII века и скандинавской живописи в стиле бидермейер. Хаммерсхёй шел своим уникальным путем, не поддаваясь влияниям модных направлений, что и сделало его работы столь исключительными, но также и труднодоступными для понимания и признания массами.
Читайте по теме:
О чем кричит природа с пейзажей Эдварда Мунка
«Искусство и культура Скандинавской Центральной Европы. 1550–1720»: глава из книги Кристофера Невилла
«Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм»
Гентский алтарь: что скрывает Ян ван Эйк
Абсолютный Вермеер в Амстердаме
«Каспар Давид Фридрих. Бесконечные пейзажи»: гид по выставке в Берлине
В поисках света: живопись Клода Моне ко дню рождения художника